ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

20 февраля 2018

Присвоят ли барнаульском Сереброплавильному заводу статус памятника ЮНЕСКО? – ответ Правительства

Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в АКЗС направила вопросы о перспективах развития территории бывшего Сереброплавильного завода и готовности правительства региона поддержать работу по приданию данному объекту статуса памятника ЮНЕСКО.

В конце 2017 года широкий резонанс вызвала ситуация вокруг сереброплавильного завода в г. Барнауле: появилась информация о планах по строительству на его территории торгово-развлекательного центра. По мнению большинства экспертов, это может привести к необратимым последствиям как для уникального объекта горнозаводской промышленности XVIII века, так и для всего проекта туристического кластера.

Ответ. Действующим документом по развитию территории сереброплавильного завода является проект планировки "Туристско-рекреационный кластер "Барнаул – горнозаводской город" (авторский коллектив Института архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2013 г.). Проект послужил основанием для включения г. Барнаула в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)".

На рассматриваемой территории планируется размещение многофункционального инновационного туристического комплекса "Барнаульский сереброплавильный завод" с сохранением и восстановлением первоначального облика объектов истории и куль¬ туры, созданием историко-познавательного музейного комплекса "История горного дела на Алтае" как в закрытых помещениях, так и под открытым небом, внедрение современных стандартов музейного экспонирования.

Проектом даны предложения по реставрации, музеефикации и использованию существующих сооружений, строительству новых объектов и благоустройству территории. Изменения по инициативе собственников в утверждённый проект планировки территории должны быть согласованы с авторами, учитывать ограничения режима использования территории, определённые проектом зон охраны объектов культурного наследия, получить одобрение городского и краевого градостроительных Советов, Общественного совета по реализации проекта туристско-рекреационного кластера "Барнаул – горнозаводской город", пройти процедуру публичных слушаний.

Планы собственников бывшего сереброплавильного завода публично не заявлены и, главное, не имеют под собой правовой основы. Такой основой мог стать проект зон охраны объектов культурного наследия федеральною значения "Комплекс сооружений сереброплавильного завода", который 23 определяет режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах указанных зон. Проект разработан по заданию собственников в июле 2017 года, однако до настоящего времени не согласован Министерством культуры Российской Федерации.

В этой ситуации действуют положения статьи 34.1 Федерального за¬ кона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", устанавливающие защитные зоны.

Защитными зонами являются территории, которые прилегают памятникам и ансамблям и в границах которых запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением параметров (высоты, количества этажей, площади). Границы защитной зоны устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля. Указанной нормой фактически предписывается "консервация" объектов культурного наследия в их исторической среде до разработки и утверждения в установленном порядке научно-проектной документации, предусмотрен¬ ной охранным законодательством.

Инициатива включения комплекса сооружений Барнаульского сереброплавильного завода в Список ЮНЕСКО заслуживает внимания. Статус объекта всемирного наследия повышает престиж территорий, способствует популяризации включённых в Список объектов и обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для их поддержки, в том числе из Фонда всемирного наследия. Техническая сторона вопроса не вызывает сомнений. Известен порядок номинации: у алтайских экспертов есть результативный опыт подготовки пакета документов (природный комплекс "Золотые горы Алтая" включён в Список ЮНЕСКО в 1998 году).

Сложность заключается в обосновании того, что номинируемый объект должен соответствовать жёстким критериям присвоения статуса Всемирного наследия, является уникальными в своём роде, иллюстрирует важный этап в истории человечества и представляет мировую ценность. Кроме исторической справки значимой составной частью заявки является качественный видеоряд объекта. В то же время следует объективно оценивать его культурный и исторический потенциал в ряду российских памятников, включениях в Список ЮНЕСКО: Московский Кремль и Красная площадь; исторический центр Санкт-Петербурга; погост Кижи; исторические памятники Великого Новгорода; историко-культурный комплекс Соловецких островов; белокаменные памятники Владимира и Суздаля; архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры; церковь Вознесения в Коломенском; историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля и другие (всего 17 объектов).

Принимая во внимание состояние объектов Барнаульского заводского комплекса, целесообразно в первую очередь сосредоточить совместные усилия собственников, города и края на их физическом сохранении (реставрации, музеефикации, консервации).

Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ увеличила количество муниципальных депутатов по итогам выборов
Справедливороссы подготовили законопроект о помощи больным сахарным диабетом
Алтайский справедливороссы предложили ввести денежные выплаты "детям войны"
Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступила "За" поправки в Кодекс о выборах
Законопроект СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ о помощи детям-сиротам рассмотрели на очередной сессии АКЗС
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию