АЛТАЙ, КОТОРЫЙ НАМ НУЖЕН
06 ноября 2013
Выступление Владислава Вакаева на заседании Философского общества Алтайского края 31 октября 2013 года
Ответ на вопрос, какой Алтай нам нужен, уже много лет беспокоит не только ученых, политиков и общественных деятелей, но и простых жителей Алтайского края и Республики Алтай, испытавших на себе всю тяжесть последствий кризиса, в котором оказался регион в течении последних двух десятилетий. В данном выступлении представлена авторская версия ответа на этот вопрос, связанная с осознанием некоторых закономерностей исторического развития Алтая. Опираясь на это знание, можно понять причины его кризисного состояния на современном этапе, спрогнозировать его дальнейшую эволюцию, а также обозначить возможные направления его возрождения.
Особое значение Алтая для Евразии всегда было известно историкам: начиная с V тысячелетия до нашей эры именно эта территория становится центром цивилизаций, оказавших огромное влияние на развитие мировой истории. Протоарии (очевидно, связанные с афанасьевской и андроновской культурами), скифы, гунны, авары, тюрки, монголы – для каждого из этих народов, создававших каждый в свое время огромные империи и оставивших колоссальный след в истории, именно Алтай был родиной, важным духовным центром. "Чрево народов" такое название куда больше подходит Алтаю, нежели чем Скандинавии, по отношению к которой позднеантичные историки применили такой термин. С поразительным постоянством Алтай генерировал мощнейшие импульсы в виде волн кочевых народов, которые распространялись по огромным пространствам Евразии.
Пользуясь термином, предложенным английским географом Хэлфордом Дж. Маккиндером, Алтай можно назвать Хартлендом (от английского Heartland "срединная земля", "сердцевинная земля"). Согласно концепции Хартленда, определенная часть Евразии является своеобразной осью мировой истории, которая, благодаря своему уникальному положению и ресурсам, определяет развитие всего человечества. В данную область ученый предлагал включить северо-восточную часть Евразии (исключая Дальний Восток) – Европейскую часть России, Поволжье, Урал, Сибирь, Казахстан – она в значительной степени совпадает с границами Российской империи и бывшего СССР. Но британский ученый почему-то не смог заметить особую, уникальную роль Алтая, без сомнения, имеющий полное право претендовать на роль истинного "сердца" Евразии, которое в течении нескольких тысячелетий определяло ритм исторических процессов на этом континенте.
Столь значимая роль Алтая, очевидна, была обусловлена объективными факторами. Во-первых, это географический центр Евразии, позволявший распространять свое влияние в любом направлении. Во-вторых, это естественная горная крепость, дававшая возможность кочевым племенам укрываться здесь вместе со своими стадами. В-третьих, здесь представлены все ресурсы, необходимые для существования скотоводческих цивилизаций: металлы (в том числе драгоценные), дерево, камень, вода и пастбища. В-четвертых, по мнению алтайских ученых А.В. Иванова, И.В. Фотиевой и М.Ю. Шишина, Алтайские горы "выступают одним из центров планетогенеза – местом интенсивного взаимодействия потоков глубинной (эндогенной) и космической энергии. Здесь сосредоточено большое количество зон с геофизическими и геохимическими аномалиями; редкими сочетаниями залеганий металлов и минералов; выходами редкоземельных элементов; колоссальным разнообразием природных ландшафтов". Все это особым образом влияет на человеческий организм, способствуя его оздоровлению и укреплению.
В XVIII веке для Алтая начался новый период истории. Практически одновременно к нему вышли две цивилизации, для которых кочевые волны, идущие с этой территории были главной угрозой для существования. Речь идет о России и Китае. Овладение Алтаем стало для них знаковым событием – оно означало выключение того механизма, который с завидным постоянством генерировал мощнейшие демографические, культурные и политические импульсы. Благодаря противостоянию которым во многом и сформировались данные цивилизации. Так Алтай из субъекта мировой истории превращается в его объект. И если до сих пор Алтай сам генерировал волны влияния, то теперь его развитие начинает зависеть от внешних факторов.
Развитие той части Алтая, которая оказалась под русским влиянием, имело определенные закономерности. Одной из главных являлось неравномерное, волнообразное развитие. Отчетливо выделяются как минимум четыре волны, которые определили историческую судьбу Алтая, оказав мощное воздействие на его развитие Первая связана с развитием горнозаводского производства в 1730-90-х годах. Вторая связана с ростом сельского хозяйства, пищевой промышленности и торговли на рубеже XIX-XX веков. Третья волна развития Алтая была наиболее концентрированна во времени, поскольку была связана с трагическими событиями Великой Отечественной войны. В этот короткий период на Алтай были эвакуированы десятки промышленных предприятий, обеспечивших первую волну индустриализации региона и внесших значительный вклад в победу над фашизмом. Четвертая волна 1960-1970-х годов – подъем целины и вторая волна индустриализации, в том числе связанная с развитием предприятий военно-промышленного комплекса.
Несмотря на то, что эти волны происходили в разные эпохи и в условиях различных общественно-экономических формаций, они имеют много общего. Первое, импульс каждой волны всегда исходил со стороны государства. Второе: он был связан с жизненно важными для государства задачами. Так, первая волна решала задачу обеспечения страны дефицитными металлами (в том числе драгоценными). Вторая волна не только обеспечивала задачу снабжения страны продовольствием, но и была направлена на ликвидацию дефицита земли в центральной части страны. Третья волна решала задачу снабжения фронта стратегически важной продукцией. Четвертая позволяла ликвидировать дефицит продовольствия, а также повысить обороноспособность государства в условиях "холодной войны". Третья общая черта всех волн: ресурсы для них также приходили извне. Это не только деньги, сырье и оборудование, но, в первую очередь, люди. Как правило, высококвалифицированные специалисты, способные решать задачи, специфические для каждой волны.
После окончания четвертой волны (примерно в 1980-х годах), в регионе начался очередной спад. Это объясняет причины кризисных явлений на Алтае на протяжении последних трех десятилетий: импульса из центра нет, а собственные ресурсы для развития отсутствуют.
Что же делать жителям Алтая в этих условиях? Учитывая выявленные закономерности развития волн, может создаться впечатление, что Алтаю остается лишь пассивно ждать, когда он в очередной раз не понадобится стране, руководство которой вновь под воздействием жесткой необходимости не начнет новый проект, пятую волну. Думается, что данная тактика не совсем верна. Алтай может и должен всеми интеллектуальными силами способствовать рождению подобного проекта. Тем более, что в истории есть факты, свидетельствующие о перспективности такой тактики. Так, в начале ХХ века городской голова Ново-Николаевска Владимир Жернаков в течении трех лет убеждал имперскую Комиссию по железным дорогам в том, что прокладывать дорогу на Барнаул, Семипалатинск и Бийск нужно именно от станционного городка Ново-Николаевска. В итоге именно этот вариант был выбран царскими чиновниками, в результате чего Ново-Николаевск, ныне Новосибирск, в одночасье стал крупнейшим в России мультимодальным узлом и в течении нескольких лет превратился в крупный и динамично развивающийся город. Другой пример – Бийск, руководитель которого в конце 1950-х годов сумел убедить руководство Министерства обороны в том, что именно этот город может стать базой для развертывания ряда производств, имеющих оборонное значение. Следствием этого стало строительство нескольких крупных предприятий ВПК, которые дали новый импульс развитию города.
Каковы же контуры новой, пятой волны? Очевидно, что она связана с переориентацией России на евразийское направление, которое все отчетливей наблюдается в последние годы. И Алтай в евразийском проекте России может сыграть особую роль. Она в первую очередь связана с его уникальным положением на стыке сразу четырех цивилизаций: русско-православной, китайской, исламской и индийской (с последней – опосредованно, через тибетский буддизм). На нашей планете нет больше такой точки, где непосредственно взаимодействовало бы больше цивилизаций. Принято считать, что в настоящее время на планете Земля существует 5-8 цивилизаций. Помимо вышеупомянутых четырех, западная, а также японская, латиноамериканская и африканская. Впрочем, о наличии последних трех еще нет единой точки зрения.
Отношения между цивилизациями традиционно складываются весьма непросто – сказывается различие их культурных, в первую очередь, религиозных оснований. По мнению американского ученого С. Хантингтона, можно даже говорить о столкновении цивилизаций. Впрочем, подобное видение характера взаимодействия между цивилизациями типично именно для Запада, который в течении нескольких столетий являлся лидирующей цивилизацией. При этом, опираясь на свое техническое, научное, экономическое и военное превосходство, западная цивилизация стремилась поставить остальные цивилизации в подчиненное положение, что не могло не вызвать многочисленные конфликты. Однако в последние десятилетия расклад сил начинает меняться: на фоне ослабления западной цивилизации незападные цивилизации все активней заявляют о своем желании сохранения своей культурной идентичности и независимого существования. Разумеется, это воспринимается Западом как вызов и порождает с его стороны ответные меры. В этой борьбе Запад будет стремиться использовать свое излюбленное оружие – сталкивание противостоящих ему цивилизаций.
Альтернативой сползания мира в череду кровавых межцивилизационных столкновений является стратегия равноправного диалога и взаимодействия цивилизаций. Очевидно, что Алтаю в этих условиях предстоит сыграть особую роль поля взаимодействий между цивилизациями.
Условно этот стратегический проект можно назвать "Алтай – сердце Евразии". В нем видится как минимум четыре крупных проекта, направленных на реализацию всех аспектов потенциала Алтая. Первый – "Алтай на стыке цивилизаций", связанный с созданием структур, обеспечивающих разносторонний диалог цивилизаций. Среди них международные коммерческие центры и товарные биржи, технопарки, логистические центры, совместные научно-исследовательские проекты, межвузовские центры. Второй проект – "Алтай – колыбель народов". Он может представлять собой комплекс культурно-исторических и археологических парков, посвященных народам, живших и живущим на территории Алтая. Третий проект – "Алтай – житница Евразии", предполагает использование огромного потенциала Алтая в части производства экологически чистого продовольствия. Это одна из немногих территорий на Земле, которая имеет существенный потенциал для роста производительности сельхозпродукции. Что имеет важное значение для обеспечения продовольственной безопасности Евразии, где проживает больше половины населения планеты. Составной частью данного проекта является реанимация водного пути по Оби к Северному Ледовитому океану, который позволит вывести алтайские продукты непосредственно на мировой рынок. Четвертый проект "Алтай – центр здоровья" ориентирован на использование уникальных и разнообразных рекреационных ресурсов. Реализованные в комплексе, данные проекты способны не только дать новый импульс для развития Алтая, но и обеспечат создание единого экономического и культурного пространства, обеспечивающего гармоничное сосуществование евразийских цивилизаций и их равноправный диалог.
Впрочем, не стоит забывать и о рисках, возникающих в связи с особой ролью Алтая. В первую очередь они связаны с попытками западной цивилизации дестабилизировать ситуацию в данном регионе с целью воспрепятствования процессу взаимодействия евразийских цивилизаций. Возможно, подобные попытки могут быть связаны с деятельностью экстремистских исламистских группировок, которые активно используются Западом в своих целях. В качестве плацдарма для экспансии может выступать Афганистан, который был захвачен именно с геополитическими целями – для влияния на процессы, происходящие в Центральной Азии. Следует ожидать, что после вывода американских войск из Афганистана, который произойдет в 2014 году, волна радикального исламизма будет направлена в сторону Алтая – через республики Средней Азии и западные районы Китая.
Завершая, необходимо отметить, что Алтаю в очередной раз предстоит сыграть особую, возможно, свою самую главную роль в мировой истории. И от того, насколько все мы окажемся способны осознать и выполнить эту роль, зависит будущее не только России, но и всей Евразии.