Алтапресс: Эсэры предложили провести ребрендинг исполнительной власти края
Надежда Скалон, обозреватель
18 ноября 2013
Первой на идею преобразования администрации края в правительство, озвученную губернатором, отреагировала "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Ее фракция в АКЗС разработала концепцию правительства и запустила ее в публичное пространство, созвав "круглый стол". Интерес к теме оказался высоким: дискуссионную площадку почтили своим присутствием представители всех фракций краевого парламента. Правда, предметом обсуждения стала не только идея реконструкции власти региона, но и существующая система управления.
"Назрела и перезрела" так определил необходимость трансформирования системы исполнительной власти региона секретарь бюро реготделения "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" Владислав Вакаев. Это, как он предположил, понимают и краевые власти не случайно же они год назад объединили три инспекции в одну, а в ноябре приняли решение о слиянии ряда управлений. Словом, цели ясны, задачи поставлены, другое дело, поможет ли тут преобразование администрации в правительство?
Людмила Коновалова,
доцент кафедры конституционного и международного права АлтГУ:
"Правительство, администрация все это форма, это не изменит существо отношений".
Госслужащие не станут работать лучше, смена вывесок потребует новых затрат, и, в конце концов, обществу надоели реформы. "Действующая система, может быть, архаичная, но она, по крайней мере, есть. Мы видим ее плюсы и минусы, можем работать над конкретными отношениями, а не создавать какую-то новую призрачную модель", продолжила эксперт.
Однако вопрос, создавать ли в регионе правительство или нет, решительно снял с повестки дня Игорь Гниденко, начальник департамента администрации края по вопросам госслужбы и кадров.
Игорь Гниденко,
начальник департамента администрации края по вопросам госслужбы и кадров:
"Правительству быть? Полагаю, что да. Пошаговую последовательность я представляю себе более ясно, четко и определенно, чем многие участники дискуссии. Но комментировать не берусь: у нас принято комментировать уже состоявшиеся решения. А не прогнозируемые".
За все в ответе
Не стал оценивать Игорь Гниденко и эффективность нынешней управленческой системы: "Я государственный гражданский служащий и нахожусь во вполне определенной системе координат". Зато эсэры, не связанные "системой", не отказали себе в удовольствии "перемыть ей косточки" надо же было аргументировать свои идеи и, кроме того, завлечь в дискуссию публику.
Во-первых, заявил депутат АКЗС и директор Центра правотворчества, экспертиз и мониторинга законодательства Александр Молотов, у нас чрезмерно развито единоначалие.
Александр Молотов,
депутат АКЗС и директор Центра правотворчества, экспертиз и мониторинга законодательства:
"Все замкнуто на губернаторе, любые решения принимаются на уровне высшего должностного лица. Это атрофирует у чиновников способность самостоятельно мыслить, многие стараются не делать резких телодвижений: а вдруг это не понравится руководству".
Во-вторых, коллегиальный орган, совет администрации, не имеет нужных полномочий. "Что делает этот совет? По сути, ничего. Это совещательный орган, который не наделен полномочиями для эффективного и оперативного решения вопросов жизнедеятельности региона", продолжил Молотов.
В-третьих, функции и полномочия разных ведомств недостаточно разграничены, а состав и компетенция органов определены нечетко. А между тем в крае 27 органов исполнительной власти (управления и др.) плюс структурные подразделения администрации (12 департаментов и отделов) и представительство в Москве. При этом у пяти ведомств нет руководителя "жуткий, жесточайший кадровый голод", поставили диагноз эсэры.
С чистого листа
Устранить не все, но, пожалуй, многие недостатки системы и позволит, по мнению эсэров, правительство коллегиальный высший исполнительный орган госвласти. Это будет своего рода ребрендинг действующей власти: можно будет дистанцироваться от старых неудач и просчетов и начать жизнь с чистого листа. Повышение статуса чиновников тоже пойдет на пользу краю. Одно дело, когда в федеральных ведомствах регион представляет начальник какого-нибудь управления (пусть даже главного), и уж совсем другое, когда это делает министр.
К тому же формирование нового механизма управления вынудит провести системную ревизию функций и полномочий. Бюджетные расходы оптимизируются, результативность управления повысится словом, сами эсэры никаких сомнений в перспективности идеи не озвучили. И предложили четыре модели правительства.
Две из них больше подходили под определение "смена вывесок". Еще две предполагали уже кардинальную реконструкцию исполнительной власти: создание министерств (их должно быть не более 13), агентств и служб. При этом первые принимают нормативно-правовые акты и вырабатывают политику, вторые оказывают госуслуги, а третьи надзирают и контролируют (самая радикальная модель на схеме на этой странице).
Медленно, не спеша
Надо сказать, что на повестку дня эсэры поставили и еще один принципиальный вопрос. Какой вариант сработает лучше: губернатор, одновременно являющийся председателем правительства, или разделение должностей губернатор-стратег и председатель правительства "хозяйственник". "Если выберут первый вариант, то существенные изменения вряд ли состоятся", предположил общественник Алексей Сарычев. Но точку здесь вновь поставил Игорь Гниденко: модель с совмещением обеих должностей в одном лице ему "более симпатична".
И в ситуации, когда контуры будущей системы управления власти были, пусть и намеками, но обозначены, сам предмет дискуссии какая из моделей лучше несколько потерялся. Участникам встречи оставалось немногое: либо поддержать нечетко обозначенные намерения властей, либо выразить скепсис.
"Без серьезной корректировки социально-экономического курса страны мы обращаемся к форме, которая нужного эффекта не даст", говорил, например, традиционно критически настроенный руководитель фракции КПРФ Виталий Сафронов. "После того как главный кадровик администрации края сказал, что решение принято и будет так, то все дальнейшие рассуждения не имели значения", сказал депутат Марк Козловский, все же досидевший до конца. Сафронов выразил пожелание "продумать все детали, чтобы мы не изобрели новый велосипед со старой конструкцией, который будет так же скрипеть, как и нынешняя модель".
Со своей стороны представители партии власти заверили, что это не смена вывесок, что форма здесь неотделима от содержания, что во власти предпочтительнее единоначалие, а изменения будут происходить постепенно.
Андрей Осипов,
зампред АКЗС:
"Наверное, губернатор, который будет избран в следующем году всенародным голосованием, будет выходить с какой-то концепцией, резких перемен быть не должно".
Министров становится больше
Региональные правительства созданы в 69 субъектах федерации, в 14 функционируют администрации регионов. Из 69 регионов, в которых существуют правительства, в 46 глава региона является одновременно главой правительства. Разделение функций существует в 23 регионах, в том числе в Астраханской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской областях, Пермском и Красноярском краях. В сентябре решение о создании правительства приняли в Магаданской области.
В СФО правительства имеются в девяти из 12 регионов, в том числе в республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Новосибирской, Омской и Иркутской областях.
Цифра
2622 государственных гражданских служащих работает в органах исполнительной власти региона, по данным Росстата на первое полугодие 2013 года.
По материалам источников: ИА Алтапресс