Руководитель фракции СР Людмила Суслова рассказала губернатору о "простых вещах", которые беспокоят депутатов
28 февраля 2014
27 февраля в краевом театре Драмы им. Шукшина состоялся отчет губернатора Алтайского края Александра Карлина перед депутатами АКЗС и общественностью по итогам работы администрации в 2013 году.
После доклада по традиции выступили руководители фракций краевого Заксобрания. В своем выступлении депутат СР Людмила Суслова отметила несколько "простых вещей", которые на первый взгляд могут показаться мелочами, но вызывают серьезное беспокойство эсеров (полный текст выступления опубликован далее). В заключении она посетовала губернатору, что не услышала в его докладе ответа на вопрос фракции о возможном софинансировании капитального ремонта многоквартирных домов в рамках нового закона о капремонте.
Подводя итог мероприятия, глава региона отметил, что совершенно сознательно упустил эту тему в своем докладе. "Мы ее спокойно, осторожно решаем", констатировал губернатор. Он подчеркнул, что целиком и полностью решать эту проблему за счет государства в дальнейшем не получится, нужно формировать соответствующие ресурсы самостоятельно. И пообещал найти решение. Кроме того, губернатор сообщил, что администрация не будет утверждать социальную норму на электричество раньше 1 июля 2016 года.
Кстати, Карлин отреагировал на ситуацию, ранее возмутившую справедливороссов, когда руководство АКЗС отредактировало их вопросы губернатору. "Я видел нередактированную версию этих вопросов: ничего опасного не было, можно было бы и не редактировать", резюмировал губернатор.
"В целом я и депутаты нашей фракции остались удовлетворены отчетом главы администрации", констатировала Людмила Суслова после завершения мероприятия.
Текст доклада Людмилы Сусловой:
Уважаемый Александр Богданович! Уважаемые коллеги и приглашенные!
Прошу заранее извинить, если в чем-то буду повторять слова из выступлений предыдущих своих коллег.
Коротко скажу о том беспокойстве, которое есть у депутатов нашей фракции. Я буду говорить об очень простых вещах, может это кому и покажется мелочами, но именно из таких мелочей и состоит наша жизнь.
Необходимым условием развития экономики края является высокая инвестиционная активность, и с этим трудно не согласиться. В связи с этим, основной целью региональной политики является повышение инвестиционной привлекательности нашего края и создание благоприятных условий для развития бизнеса.
Инвестиции 104,2% к показателю 2012 года – замечательные, казалось бы, цифры, но здесь есть очень тревожные симптомы. Рост инвестиционной привлекательности был получен исключительно за счет теоретически рассчитываемой доли – малого бизнеса, не сдающего отчеты в Росстат. В то же время примерно половина инвестиций, отчеты о которых собираются Росстатом, напрямую демонстрируют отчетливое падение. Здесь инвестиции упали до 87,8% к 2012 году. И, конечно, большой вопрос: как считаем, насколько приемлема методика?
В отчете очень много цифр и показателей, наверно так и должно быть. Но куда приятнее слышать, как улучшилось качество жизни населения. Цифры, конечно, впечатляют, но не отражают реальную жизнь населения. Как пример, результаты деятельности – это тысячи квадратных метров жилья, сданных в 2013 году. Но какое к этому отношение имеют власти, если строят частники? А если взять во внимание, что власть создает условия для строительства, тогда надо подумать: как повлиять на стоимость квадратного метра. Было очень приятно сегодня услышать, что есть понимание в данном вопросе, а механизмы найдутся.
Медицина. Много говорили, обсуждали. Модернизация здравоохранения прошла успешно и эффективно. Все ресурсы, выделенные Алтайскому краю на эти цели, были целенаправленно освоены. Первоначальные цели достигнуты.
Цели это хорошо, но Алтайский край – все, наверное, слышали это сообщение – вошел в число регионов с наибольшим количеством жалоб на качество медицинской помощи. Думаю, не такой результат мы хотели увидеть от вливания тех средств, про которые мы сегодня слышали. Приведу один небольшой пример, но очень показательный. Приехали в одно село Алтайского края, не буду называть район. Жители повели показывать амбулаторию: здание позапрошлого века, деревянное, без ремонта много-много десятков лет. Зато стоит терминал электронной записи на прием к врачу. Наверное, и такая нам модернизация сегодня нужна.
Не могу не коснуться ЖКХ. Тема избитая, мною особо любимая. Конечно же, тарифы. С 1992 года тарифы на коммунальные услуги выросли в 24 тысячи раз, а индекс инфляции за это же время составил 1 тысячу пунктов. А это значит, что тарифы на организацию коммунального комплекса росли в 24 раза быстрее, чем инфляция.
Хочу напомнить, что в 2013 году было поручение Правительства РФ о недопущении роста платы граждан более чем на 6%. "Финэкспертиза" составила рейтинг субъектов РФ по росту стоимости коммунальных услуг (декабрь 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года). Алтайский край назван среди шести регионов с наибольшим ростом. Надо сказать, что тарифы на коммунальные услуги и темпы его роста давно законодательно ограничены, хотя, конечно, не уровнем инфляции. Но коммунальщики научились манипулировать нормативами, а также методиками начисления. Пример приведу: только газ в 2013 году стал для жителей дороже на 62%. И это все в правовом поле, ведь изменили нормативы, а тарифы в пределах нормы остались. Но людям от этого не легче, они стали платить существенно больше. И таких примеров много.
Коммунальные проблемы давно уже являются одним из главных раздражителей для граждан. Раздражает, прежде всего, несоответствие качества и надежности услуг, их стоимость. Раздражает непрозрачность формирования тарифов, необоснованность трат на нужды коммунальных предприятий. Сфера ЖКХ оказалась вне действенного контроля, как со стороны государства, так и со стороны самого общества.
Сегодня на пороге принятие программы капитального ремонта, которая по сути своей должна системно навести порядок в вопросе ремонта общедомового имущества многоквартирных домов. Но некоторые моменты вызывают, прямо сказать, недоумение. Город Барнаул уделил большое внимание энергоаудиту, почти на каждый дом по несколько десятков тысяч рублей планируется потратить. А зачем? Ведь в продолжение энергоаудита должны быть проведены энергоэффективные мероприятия, которые приведут к экономии коммунального ресурса и, как следствие, к экономии средств жителей. Но такую задачу никто не ставит. Предлагаю в этом направлении поработать и взвесить: нужен ли нам такой энергоаудит, и необходимо ли на это тратить средства, которые пригодятся для капитального ремонта?
И, конечно же, сам тариф на капитальный ремонт, который в ближайшее время будет установлен. Он должен быть самым минимальным для начала такой масштабной кампании. Люди должны понять и убедиться, что деньги идут на ремонт, что дома преображаются, тогда и не будет отторжения. Программа должна заработать и показать свою эффективность, поскольку сейчас очень много сомнений у людей, что все получится и деньги будут использованы по их прямому назначению.
Александр Богданович, по ходу Вашего выступления задам два вопроса, которые мы не планировали.
Социальная норма. Вы ее озвучили, июль 2016 года. Это, наверное, все замечательно, но мы считаем, что этот вопрос нужно вообще снимать с повестки и от этой мысли – социальная норма – есть смысл отказываться.
И вопрос, который мы задавали по софинансированию программы капитального ремонта. К сожалению, мы этого не услышали в Вашем докладе. Тогда просто будет пожелание: сегодня собственникам будет очень тяжело самостоятельно освоить капитальный ремонт в полном объеме. Власти будет пожелание: изыскать возможность в бюджете – может быть на начальном этапе – для софинансирования программы.
Спасибо.