"Правительственный пакет" вышел на финишную прямую с пятью важными поправками
25 июня 2015
На днях состоялось, по всей видимости, последнее заседание рабочей группы по подготовке законодательной базы для будущего правительства Алтайского края. Членам группы были представлены проекты всех трех законов в практически итоговой редакции: изменения в Устав Алтайского края, собственно закон о правительстве и закон о системе органов исполнительной власти Алтайского края. Представитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в рабочей группе Александр Молотов рассказал, какие новеллы вызвали особый интерес у депутатов.
Для начала разработчики закона обозначили причины, по которым принятие указанных законопроектов не состоялось, как это изначально анонсировалось, до парламентских каникул. Как и предполагал Александр Молотов, чиновники из краевой администрации решили доработать законопроекты и привести их содержимое к единому знаменателю.
С какими важными изменениями пакет "правительственных" законов подошел к запуску в работу для принятия АКЗС во втором, окончательном чтении? Во-первых, в изменениях к Уставу Алтайского края разработчики закрепили право законодательной инициативы как за правительством (это было изначально), так и за губернатором как высшим должностным лицом региона. Такая возможность, по словам эсера, обсуждалась и ранее: мол, законопроекты бывают разные и возможно имеет смысл повторить уклад федерального уровня, где указанным полномочием наравне с правительством обладает президент. Во-вторых, в этом же законопроекте были уточнены полномочия губернатора. Особо было отмечено, что он осуществляет общее руководство деятельностью правительства.
В-третьих, в закон о правительстве внесли предложение включать в состав данного органа не только руководителей министерств, но и иных членов – так называемых "министров без портфелей". Они будут отвечать за определенный вопрос или проблемную ситуацию – в качестве примера на заседании был озвучена ситуация с прошлогодним паводком. "Реализация данного пункта, конечно, вызывает вопросы: на какую должность и какой срок будет назначаться такой член правительства, какие полномочия он получит (видимо, это будет определяться соответствующим указом губернатора) поскольку в истории Алтайского края таких прецедентов пока не было. Но на федеральном уровне такое имеет место быть: яркий тому пример Михаил Абызов – министр, ответственный за организацию работы правительственной комиссии по координации деятельности "Открытого правительства"", отметил Молотов.
Четвертым по счету любопытным изменением в "правительственном пакете" можно назвать статью 17 закона о правительстве, посвященную актам правительства. Она не только позволяет губернатору не подписывать акты органа исполнительной власти и возвращать их на доработку, но и дает ему право отменить постановление правительства, принятое в его отсутствие и подписанное временным исполняющим обязанности председателя. "Весьма своеобразная и специфичная норма, комментирует Молотов. – Получается, что за подписью врио можно провести какое-то непопулярное решение, посмотреть за реакцией на него граждан, и, в случае нарастания социальной напряженности, его отменить решением председателя без ущерба для его репутации". Тем не менее, данное предложение принципиального отторжения у членов рабочей группы не вызвало.
И, наконец, пятый важный момент: изменилась предполагаемая дата вступления всего пакета законов в силу. Если раньше речь шла о 1 января 2016 года, теперь они примут статус действующих нормативных актов со дня официального опубликования, то есть, вероятнее всего, уже в начале сентября. "Но фактически они будут находиться в "спящем режиме", поскольку новый орган исполнительной власти официально заработает с того момента, когда будет принят указ губернатора о формировании правительства", уточняет справедливоросс. По некоторым данным, перед разработчиками сейчас поставлена задача подготовить структуру правительства и положение о каждом из министерств; крайний срок для принятия этих нормативных актов установлен январем-февралем будущего года.
В ходе обсуждения Александр Молотов также обнаружил серьезную прореху в подготовленных документах. Разработчики практически в два раза сократили объем закона о правительстве, в первую очередь, как пояснили они сами, за счет удаления "узкоспециальных полномочий правительства". "Оставили только общие, рамочные и базовые, указав в статье 13, что правительство может осуществлять "иные полномочия, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными актами Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти". Но ведь такого рода полномочия могут устанавливаться и законами Алтайского края (к примеру, тем же законом "Об общественном контроле", который депутаты в окончательном чтении только что приняли на июньской сессии). Разработчики обещали этот момент поправить, иначе все региональные полномочия высшего органа исполнительной власти региона, не закрепленные в законе о правительстве, могут, по сути, оказаться "вне закона", констатировал депутат СР. И попутно отметил, что о предложениях "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" по включению в текст законопроектов положений о вотуме недоверия правительству и "правительственному часу" в АКЗС разработчики не забыли.
В целом принципиальных замечаний к пакету законов у членов рабочей группы не возникло. В завершении встречи им было предложено до начала августа предоставить замечания и предложения по законопроектам, дабы иметь возможность рассмотреть их в окончательной редакции на августовской сессии краевого парламента. "Важно как можно раньше принять данные законы, чтобы затем уже ввести в действие губернаторский указ о структуре правительства Алтайского края и сопутствующие ему нормативные акты, работа над которыми, насколько мы знаем, в краевой администрации уже ведется. В этом случае к новому году вся правовая база будет готова, и правительство начнет свою работу", резюмировал Александр Молотов.