Общественники попросили краевых депутатов поддержать инициативу СР о возврате выборов мэра Барнаула
18 сентября 2015
Барнаульские общественники, организаторы круглого стола "Вернуть всенародные выборы мэра Барнаула", прошедшего 16 сентября, в поддержку соответствующего законопроекта СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ обратились к депутатам Алтайского краевого Законодательного Собрания и Барнаульской городской Думы с просьбой подержать инициативу депутатов о внесении изменений в краевой закон, предоставив право жителям Барнаула самим определить оптимальный способ наделения полномочиями главы города. Приводим текст обращения полностью:
Уважаемые депутаты !
Череда уголовных дел, связанных с деятельностью "сити-менеджеров" городов и районов края (Барнаул, Рубцовск, Яровое, Камень-на-Оби, Волчихинский, Быстроистокский, Новичихинский, Калманский, Локтевский и др.), а также последовавшие за ними отставки, заставляют всех нас вернуться к осмыслению вопросов эволюции и практики местного самоуправления на Алтае, в том числе вопроса об оптимальной модели наделения полномочиями руководителей муниципалитетов края.
На эту тему в Барнауле состоялось два круглых стола: "КРИЗИС ВЛАСТИ В БАРНАУЛЕ" (24 августа 2015 г.) и "ВЕРНУТЬ ВСЕНАРОДНЫЕ ВЫБОРЫ МЭРА БАРНАУЛА" (16 сентября 2015 г.). В их работе приняли участие эксперты Алтайской школы политических исследований, "Школы реальной политики", АО "Российского общественно-политического центра", представители партий ("СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", КПРФ, ЛДПР, "РПР-Парнас", "Яблоко"), "Союза общественных организаций Алтайского края", Комитета гражданских инициатив, Центра Антикоррупционных исследований и инициатив, журналисты, блогеры.
Как было отмечено на круглых столах, введение в крае модели "сити-менеджер" во многих аспектах не оправдало надежд, т.к. не повысило эффективность решения вопросов местного значения, не гарантировало от коррупционных и противоправных действий со стороны руководителей муниципалитетов. Кроме того, оно "де факто" привело к достраиванию "вертикали власти" до муниципального уровня, снижению способности руководителями муниципалитетов самостоятельно принимать ответственные решения, перераспределению полномочий и финансовых ресурсов на региональный уровень и переложению всей ответственности за принимаемые назначенцами в муниципалитетах решения лично на губернатора.
Участники круглых столов напомнили, что всенародные выборы главы города Барнаула были отменены в 2010 году, несмотря на серьезное противодействие со стороны жителей города, представителей гражданской общественности и оппозиционных партий. При этом, звучавшая тогда из уст региональной исполнительной власти аргументация наделения полномочиями сити-менеджера как главы исполнительной власти строилась на необходимости обеспечения гарантий строгого исполнения законов, исключения коррупции и повышения эффективности решения вопросов местного значения.
Поправки, внесенные в 2014 году в Федеральный закон № 131-ФЗ, позволяют региональным властям самостоятельно решать вопрос о наделении полномочиями глав муниципальных образований – либо избрание на всенародных выборах либо представительным органом муниципалитета.
К сожалению, в отличие от других регионов (Хакасия, Хабаровский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская области и др.) в Алтайском крае краевым законом была окончательно отменена сама возможность всенародного избрания глав городских округов и муниципальных районов и в том числе выборы главы города Барнаула. Следствием этого решения является то, что единственно возможным способом наделения полномочиями главы исполнительной власти в муниципалитете является его назначение представительным органом, решению которого предшествует процедура конкурса с доминирующим участием в ней краевой исполнительной власти.
Введение процедуры назначения сити-менеджера, по сути, перенесло ответственность за принятое решение о кандидатуре на данную должность на краевую власть и лично на губернатора. В связи с этим считаем, что возбуждаемые в настоящее время уголовные дела в отношении назначенных глав местных администраций бросают тень и на самого руководителя региона, что недопустимо. Всенародные выборы главы исполнительной власти муниципалитета, по сути, сводятся к выбору одним избирателем – губернатором, а все искусство избирательной кампании заключается в борьбе финансово-бюрократических групп за "доступ к уху" губернатора.
Подобная практика формирует безразличие и неверие граждан в избирательные процедуры, ведут к абсентеизму (уход граждан от ответственного принятия решений) стремительно снижается и явка избирателей, зачастую не превышающая и 20%, снижается содержательный уровень кампаний, нет борьбы идей, мнений, стратегий развития муниципалитетов, активного участия институтов гражданского общества, которые могут в кризисное время стать источниками развития и роста.
Сторонники назначения сити-менеджеров (ЛДПР) тем не менее, оговариваются, что уголовные дела порождаются несовершенством самой процедуры назначения и предлагают поиск предельно честных и компетентных кандидатур, однако, по мнению многих, данные требования выглядят утопично.
Отмена всенародных выборов мэров имеет и другие негативные последствия – снижается легитимность власти и тем самым повышаются социальные риски; растет апатия населения и падает значение гражданского общества, возрастут коррупционные риски. Местное самоуправление, вопреки Конституции, вопреки позиции Президента, превращается в некий придаток региональной и федеральной власти. Резко снижается его эффективность, поскольку управление муниципалитетами, ведется "удаленным доступом" на уровне аппарата краевой администрации – поскольку сам губернатор не может решать тысячи проблем местного значения.
В ситуации, требующей, по нашему мнению, радикальной перезагрузки системы местного самоуправления в Барнауле, в городскую Думу и на публичные слушания выносятся поправки в Устав города. Они касаются лишь переноса вывески "Глава города" с кабинета председателя Барнаульской городской Думы на кабинет главы администрации города и, по сути, лишь переводят ситуацию "де факто" в ситуацию "де юре". Считаем, что вышеозначенные проблемы такими поправками не решаются.
В связи с вышеизложенным, участники круглого стола ПРЕДЛАГАЮТ:
1. Поддержать законодательную инициативу депутатов АКЗС о внесении изменений в краевой закон, предоставив право жителям Барнаула самим определить оптимальный способ наделения полномочиями главы города (всенародные выборы или городской Думой).
2. Провести широкие открытые публичные слушания по внесению поправок в Устав Барнаула, предусматривающих всенародное избрание главы города.
3. Принять пакет законодательных инициатив о делегировании дополнительных полномочий и финансовых источников для их реализации с уровня региона на уровень городского округа.
Инициаторы данных круглых столов сформировали рабочую группу по реализации данной "Дорожной карты" и приглашают представителей политических элит края и города к широкому гражданскому диалогу по реализации стратегии развития Барнаула.