СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Алтайский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Материалы конференции: "Развитие зрительно – моторной координации у детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) старшего дошкольного возраста посредством техники оригами с использованием элементов здоровесберегающей методики д.м.н. В.Ф.Базарного"

Махлова Валентина Николаевна, воспитатель МБДОУ "ЦРР – детский сад №40" г. Славгород

03 ноября 2015

В.Ф Базарный особое внимание обращает на развитие тонкой моторики и ручного творчества детей.

Решая задачи воспитания и обучения детей в группах с нарушениями зрения, охраны и укрепления их физического и психологического здоровья, полноценного развития, уделяю внимание развитие зрительно – моторной координации посредством техники оригами (через кружковую работу), как одному из эффективных и дополняющих средств коррекции и активации зрения детей, которое сообразно восстановительному лечению и общего состояния здоровья.

Махлова Валентина Николаевна

В этом мне помогают элементы методики доктора медицинских наук В.Ф.Базарного, цель которой вернуть многообразный, цветной, движущийся мир в учебные комнаты. В этом году благодаря участия в краевой программе "Дети Алтая" были приобретены ростомерная мебель, новые конторки, что позволило проводить образовательную деятельность в режиме динамической смены поз. Часть занятия ребенок стоит на массажных ковриках за конторкой, другую часть сидит за столом. Режим динамических поз позволяет эффективно развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат, творческие способности, исчезает утомляемость, дети раскрепощены, свободны.

Использую максимальную подвижность ребенка во время занятий; может встать, подойти и рассмотреть демонстрационный материал; упражнения на зрительную координацию. Принцип их выполнения заключается в сопровождении основного движения движениями глазного яблока по всем намеченным направлениям: вверх-вниз, вправо – влево, по диагонали, круговые движения. Такие упражнения улучшают кровообращение, расслабляют мышцы, снижают утомление, облегчают зрительную нагрузку, ведь работа в технике оригами требует внимания, точности.

Чтобы облегчить процесс зрительной ориентации, применяю пооперационные карты, схемы, модели действий и результатов труда.

Дополнительное образование посредством техники оригами провожу один раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут.

Разработала программу по дополнительному образованию: "Развитие зрительно – моторной координации у детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) старшего дошкольного возраста посредством техники оригами ", проект: "Оригамия". Подобрала и оформила картотеку коррекционных игр, физминуток для глаз, релаксационных пауз, пальчиковых игр, набор индивидуальных бумажных офтальмотренажеров.

Предусматриваю возможность участия в кружковой работе посредством техники оригами родителей. При этом демонстрируются не только умения детей, но и осуществляется наглядный показ родителям, как можно занять свободное время детей дома.

Предлагаю советы, памятки, каким образом создать дома необходимые условия для свободной самостоятельной деятельности, чтобы дети смогли достичь успехов в изготовлении поделок посредством техники оригами, а значит улучшить зрительные функции глаз.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: в октябре, итоговый – в мае.

Цель мониторинга – обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы для изучения оценки динамики достижения детей, развития их физических, интеллектуальных и личностных качеств; результатов деятельности педагогов.

Методы мониторинга: наблюдение за детьми, анкетирование родителей и продукты детской деятельности, участие в конкурсах разного уровня. Все задания составлены с учетом интегративных качеств развития дошкольника, что остается актуальными с принятием ФГОС ДО.

Аргументацией достигнутых результатов также является участие детских работ, выполненных посредством техники оригами в конкурсах на различных уровнях, стабилизация остроты зрения, глазодвигательных функций при косоглазии и амблиопии, развитие точности движений, чувства локализации в пространстве и развитие мелкой моторики рук.

Конспект занятия творческой мастерской

Тема: "Путешествие в сказку" (старшая группа)

Цель: Создавать условия для развития зрительно – моторной координации

у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.

ЗАДАЧИ:

Обучающие: Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами "воздушный змей".

Обучать приемам работы с бумагой.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие, различительно цветовую функцию глаз, остроту зрения.

Формировать компенсаторские способы деятельности, обеспечивающие нормальное развитие ребенка в условиях сенсорной недостаточности.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская.

Материал и оборудование: выставка детских работ посредством техники оригами, три панно с изображением сказок: "Три медведя", "Лисичка – сестричка и серый волк", "Кот, петух, лиса", кисточки, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, пооперационные карты с изображением лисы, кота, петушка, волка, медведя, тренажеры

Ход:

Дети заходят в группу, становятся лицом к гостям. Здороваются.

Залетает сорока: Кар – кар – кар.

Я сорока – белобока

Весь садик облетела

И, наконец – то, вас нашла

Воспитатель: Здравствуй сорока – белобока! А зачем ты нас искала? Ну, что ж, сорока, поможем мы сказочнице. А ты, сорока, оставайся с нами, да показывай нам путь. Дети за сорокой идут, подходят к ширме, из–за ширмы выходит сказочница Василиса.

Сказочница: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! Я сказочница Василиса позвала вас на помощь. В моих сказках случилась беда, налетело чудище – юдище и похитило из сказок героев, теперь в моих сказках сонное царство. И вернуть их могут только те дети, которые знают сказки.

Воспитатель: а мы Василиса, знаем сказки. Правда, ребята?

Сказочница: как я рада, что вы знаете сказки: назовите, из какой сказки этот отрывок (по углам групповой комнаты развешаны иллюстрации из сказок по методике В.Ф.Базарного, дети ищут ответ глазами): – Ты ступай, дружок к реке,

Сядь в укромном уголке,

Хвост свой в прорубь опускай

И все время повторяй:

– ловись рыбка, большая и маленькая!

Дети: эта сказка называется: "Лисичка – сестричка и серый волк"

Сказочница: Молодцы! И вот еще послушайте: – Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Дети: Эта сказка называется "Три медведя".

Сказочница: Вот так умники! Отгадайте еще сказку:

– Петушок со шпорами,

Хвост его узорами.

Ой! Какой он голосистый!

Эта сказочка о том,

Как петух спасен котом.

Дети: "Кот, петух и лиса".

Сказочница: Я теперь спокойна, что герои вернутся в свои сказки.

– Но помочь и вам хочу

Вот дарю я цветик – семицветик

Всем он пригодится!

Будет цветик вновь сиять,

В сказки двери открывать.

– А мне пора к ребятам, сказки новые рассказывать.

Воспитатель: Дети, цветик этот не простой. Его нужно собрать по цвету радуги и тогда он нам поможет.

Офтальмологическое упражнение:

"Собери цветик – семицветик по цвету радуги".

Дети выполняют упражнение.

Физминутка для глаз:

Закрываемы глаза, вот какие чудеса!

Наши глазки отдыхают, упражнение выполняют (глаза закрытые).

А теперь мы их откроем

Через речку мост построим (открывают глаза, взглядом рисуют мост).

Нарисуем букву "О", получается ... (глазами рисуют букву "О").

Вверх поднимем, глянем вниз (глаза поднимаем вверх, опускаем вниз).

Влево, вправо повернем (глаза смотрят влево, вправо),

Заниматься вновь начнем (глазами смотрят вверх, вниз).

Воспитатель: А теперь представьте, что ваши цветы замечательно пахнут –

Вдохнем, выдохнем, вдохнем, выдохнем. Расслабились. И на этот замечательный запах прилетела большая пчела.

Физминутка для глаз "Пчелка" по методу В.Ф.Базарного: пчелка движется по тренажеру, дети следят за движением пчелы.

– А теперь подойдите к пооперационным картам.

– Дети, какие же герои исчезли из сказок? (лиса и волк из сказки "Лисичка – сестричка и волк", три медведя из сказки "Три медведя", кот, петух, лиса из сказки "Кот, петух и лиса").

– Молодцы! Сейчас, ребята, скажите мне, кто какого сказочного героя хотел сделать? (ответы детей)

– Давайте рассмотрим пооперационные карты.

– Дети, что общего в этих поделках? Они все сделаны из квадрата, базовой формой является "воздушный змей".

– Послушайте как можно сделать мишку, а медведи были одинаковые? (большой, средний и маленький)

– А теперь берите пооперационные карты и проходите за конторки.

Из какого материала мы будем делать лису, волка, медведя? (из цветной бумаги)

– Давайте вспомним, как нужно правильно пользоваться ножницами (не держать пальцы вблизи лезвий, когда режешь).

Пальчиковая гимнастика "Белка":

Сидит белка на тележке

Раздает она орешки.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(дети работают кулачками, затем загибают по очереди пальцы)

– Приступайте к работе. Все готовые поделки будете размещать на панно – "в свою сказку".

Физминутка (выполняется под музыку)

Дети стоят, заходит сказочница.

Воспитатель: Ребята, сказочных героев мы вернули. Пора нам позвать сказочницу Василису. У нас есть волшебный цветик – семицветик:

Засветись, цветок, ярко,

Засветись, цветок, жарко!

Сказочница Василиса появись!

(заходит сказочница): Вот так дивно!

Просто чудеса!

Три медведя в домике своем.

Петушок спасен котом.

И лисичка с волком – чудеса!

Выручили вы меня.

В благодарность я дарю вам сказки!

В мире много сказок –

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Рефлексия: Дети рассматривают свои работы, любуются.

-Кому мы помогали?

Каких героев и из каких сказок делали?

Какую базовую форму оригами мы использовали?

Скачать материал в формате .doc

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Алтайском крае

© 2006-2024