Материалы конференции: "Единство семьи и школы в сохранении здоровья учащихся"
Довбня Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ "Кулундинская СОШ №1"
03 ноября 2015
Здоровье человека актуальная тема для разговора во все времена. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению медиков, 75% всех болезней человека заложены в детские годы. В последнее время двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
По результатам исследования российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2-3 часов. А ведь к этому нужно еще добавить уроки в школе. Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, и было в радость?
Прежде всего, проблему сохранения здоровья нужно решать комплексно, а не эпизодически. Значит, школа и семья должны сделать очень многое, чтобы помочь детям полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении. О необходимости тесной связи семьи и школы говорится много. Сегодня это стало нормой нашей жизни. Ведь единые согласованные требования семьи и школы одно из условий правильного воспитания. Там, где учитель и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа и более правильно идет воспитание в семье. Семья-это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Семья и школа два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. И они должны вместе помочь ребенку сохранить физическое и психическое здоровье. Здесь не нужно придумывать ничего невероятного. Детям необходимы двигательные минутки, которые помогут размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму.
Цели моей работы:
1. Создание здоровьесберегающих условий в организации образовательного процесса.
2. Создание условий, способствующих формированию и сохранению здоровья учащихся.
Прогнозируемый результат:
1. Снижение уровня заболеваемости учащихся.
2. Воспитание культуры здорового человека.
Основные направления работы в организации учебно-воспитательного процесса.
1. Анализ состояния здоровья учащихся.
2. Составления расписания занятий с учётом ранговой шкалы трудности по Сивкову.
3. Организация оздоровительных режимных моментов в процессе занятий (5-минутный комплекс утренней гимнастики в начале урока, физминутки на уроках, смена видов деятельности, подвижные перемены, хоровое пение, массажные коврики для ступней ног).
4. Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, психотравмирующие ситуации, отсутствие живых чувственных ощущений).
5. Соблюдение режима проветривания, освещённость класса, правильное расположение столов, парт в классе.
6. Контроль за гигиеной чтения.
7. Контроль за питанием школьников во время их пребывания в школе (совместная работа с медработником школы)
8. Витаминизация учащихся.
9. Работу по сохранению здоровья учащихся начинаю с первого класса.
На уроках я регулярно провожу зарядку для глаз, активные физминутки. Систематическое использование физминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Дети после физминуток становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физминутки это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. О пользе физминуток я провожу беседу с родителями, для того, чтобы и они проводили дома с детьми, во время выполнения домашних заданий, подобные упражнения.
Помимо физминуток также провожу активные перемены с включением в них интересных игр и развлечений. Такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Сегодня многое в окружающей нас действительности тревожит и удручает, но без оптимистического подхода к работе нельзя рассчитывать на успех. Социологи утверждают, что негатив из производственной, общественной сферы взрослые часто переносят в личную семейную жизнь. А ведь, как известно хорошего ребенка могут воспитать только счастливые родители. Учитель, входящий в жизнь семьи с началом обучения ребенка в школе, не в силах коренным образом изменить ситуацию, но повлиять на нее он обязан. Как же все-таки осуществить нужным образом связь семьи и школы в воспитании здорового поколения, как создать такие условия, при которых были бы счастливы и дети, и родители? Для решения этой проблемы я определила следующие задачи:
1. Создание основ единого дружного коллектива взрослых и детей;
2. Создание единых согласованных требований семьи и школы в воспитании здорового поколения;
3. Совместное участие в программе превентивного обучения для начальной школы "Полезные привычки".
4. Просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения.
Этому способствуют специально организованные родительские лектории, коллективно-творческая деятельность детей и родителей.
На сегодняшний день ученые разработали модель здоровья ребенка.
Физический уровень это уровень физического развития, физиологических резервов, отсутствие заболеваний.
Психоэмоциональный компонент характеризующий состояние психоэмоциональной сферы.
Интеллектуальный особенности усвоения информации и использования ее для личного развития
Социальный осознание себя лицом определенного пола.
Личностный развивающееся "Я" Духовно нравственный компонент, определяющий суть бытия, стремление к высшим ценностям, осознание смысла своей жизни.
А все это должно сопровождаться любовью к ребенку родителей и учителя. Эта любовь должна быть основана на уважении ребенка, на умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет (вот она, зона ближайшего развития!) Сердечность, чуткость, отзывчивость это моральный иммунитет против зла...
Воспитание здорового поколения наряду с обучением является одной из важнейших задач современной школа. Школа единственный институт, через который проходит все население станы, а учебное воспитательный процесс единственный систематизированный процесс возможного формирования мотивов полезного для индивида и общества поведения. Поэтому мне, как и каждому учителю, работающему с учащимися, отводится ведущая роль в сохранении, укреплении и формировании здоровья подрастающего поколения. Научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия – вот основная цель уважающего себя учителя.
Перед поступлением ребят в школу я провожу анкетирование среди родителей с целью сбора информации о здоровье ребенка и путей дальнейшей помощи с моей стороны.
Такие встречи с родителями оказывают влияние на успешную адаптацию ребенка.
С первого класса у каждого ученика есть "Паспорт здоровья и развития". Он включает в себя следующие направления: заболевания, я расту, я и мой характер, мое настроение, я и мои друзья. Паспорт заполняется родителями с детьми и учителем.
С первого класса мы с ребятами и родителями оформляем уголок здоровья, который активно работает в течение всех лет учебы. Проводим классные мероприятия способствующие формированию убеждений о том, что соблюдение правил безопасности являются надежной гарантией сохранения здоровья, личной гигиены, сохранения тела и одежды в чистоте.
С первого класса работаю по программе превентивного обучения для начальной школы "Полезные привычки". Одобрительно отнеслись к данному курсу и родители. А это немаловажно. Ведь программа "Полезные привычки" включает в себя и работу с родителями, так как ребенку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей. Родители авторитетны для учеников начальной школы. С первых дней учебы ребенка в школе родители проявляют искренний интерес к делам класса и своего ребенка. Кроме пополнения теоретической базы родителей по вопросам укрепления и сбережения здоровья огромную работу провожу по созданию сплоченного и дружного коллектива единомышленников в лице детей и родителей. Регулярно посещаем бассейн, выезжаем на природу, ходим в походы. Очень любят дети спортивные соревнования, в которых они, во что бы то не стало, пытаются одержать победу над командой родителей. Полюбился и детям, и родителям театр экспромт на темы касающиеся сохранения и укрепления здоровья учащихся. Коллективно творческая деятельность детей и родителей по данной программе уже дала свои результаты. Они вдвойне прекрасны, так как получены в процессе сотрудничества. Моя деятельность вот уже более 6 лет направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. И я убедилась в том (практика это подтверждает) что без единства семьи и школы положительных результатов никогда не добиться. По проблеме сохранения здоровья, самосознания, общения, адаптации наряду со мной работает психолог. Ведь душевное спокойствие ребенка и его родителей это залог успешности и комфорта в семье. В тесном сотрудничестве со мной находится и социальный педагог, и медработник. Ведь целью наших партнерских отношений является продвижение каждого ребенка к здоровью. А своим детям я всегда говорю, что от болезни можно "упрыгать". Чтобы артерии были эластичными, нужен хороший кровоток. Для этого нужно...прыгать. Когда человек отрывается от пола, кровь и лимфы устремляются вверх к голове, приземляешься возвращается вниз к стопам. При прыжках человек незаметно делает внутренний массаж не только артерий, но и других органов. Детям очень нравится это упражнение. Дома они рассказали о его пользе своим родителям. Теперь я уверена, что они всей семьей упрыгают ото всех болезней. И мы вместе с родителями и детьми смело сможем назвать себя абсолютно ЗДОРОВЫМИ.