СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Алтайский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Материалы конференции: "Единство семьи и школы в сохранении здоровья учащихся"

Довбня Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ "Кулундинская СОШ №1"

03 ноября 2015

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению медиков, 75% всех болезней человека заложены в детские годы. В последнее время двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

По результатам исследования российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2-3 часов. А ведь к этому нужно еще добавить уроки в школе. Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, и было в радость?

Прежде всего, проблему сохранения здоровья нужно решать комплексно, а не эпизодически. Значит, школа и семья должны сделать очень многое, чтобы помочь детям полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении. О необходимости тесной связи семьи и школы говорится много. Сегодня это стало нормой нашей жизни. Ведь единые согласованные требования семьи и школы одно из условий правильного воспитания. Там, где учитель и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа и более правильно идет воспитание в семье. Семья-это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. И они должны вместе помочь ребенку сохранить физическое и психическое здоровье. Здесь не нужно придумывать ничего невероятного. Детям необходимы двигательные минутки, которые помогут размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму.

Цели моей работы:

1. Создание здоровьесберегающих условий в организации образовательного процесса.

2. Создание условий, способствующих формированию и сохранению здоровья учащихся.

Прогнозируемый результат:

1. Снижение уровня заболеваемости учащихся.

2. Воспитание культуры здорового человека.

Основные направления работы в организации учебно-воспитательного процесса.

1. Анализ состояния здоровья учащихся.

2. Составления расписания занятий с учётом ранговой шкалы трудности по Сивкову.

3. Организация оздоровительных режимных моментов в процессе занятий (5-минутный комплекс утренней гимнастики в начале урока, физминутки на уроках, смена видов деятельности, подвижные перемены, хоровое пение, массажные коврики для ступней ног).

4. Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, психотравмирующие ситуации, отсутствие живых чувственных ощущений).

5. Соблюдение режима проветривания, освещённость класса, правильное расположение столов, парт в классе.

6. Контроль за гигиеной чтения.

7. Контроль за питанием школьников во время их пребывания в школе (совместная работа с медработником школы)

8. Витаминизация учащихся.

9. Работу по сохранению здоровья учащихся начинаю с первого класса.

На уроках я регулярно провожу зарядку для глаз, активные физминутки. Систематическое использование физминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Дети после физминуток становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. О пользе физминуток я провожу беседу с родителями, для того, чтобы и они проводили дома с детьми, во время выполнения домашних заданий, подобные упражнения.

Помимо физминуток также провожу активные перемены с включением в них интересных игр и развлечений. Такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Сегодня многое в окружающей нас действительности тревожит и удручает, но без оптимистического подхода к работе нельзя рассчитывать на успех. Социологи утверждают, что негатив из производственной, общественной сферы взрослые часто переносят в личную семейную жизнь. А ведь, как известно хорошего ребенка могут воспитать только счастливые родители. Учитель, входящий в жизнь семьи с началом обучения ребенка в школе, не в силах коренным образом изменить ситуацию, но повлиять на нее он обязан. Как же все-таки осуществить нужным образом связь семьи и школы в воспитании здорового поколения, как создать такие условия, при которых были бы счастливы и дети, и родители? Для решения этой проблемы я определила следующие задачи:

1. Создание основ единого дружного коллектива взрослых и детей;

2. Создание единых согласованных требований семьи и школы в воспитании здорового поколения;

3. Совместное участие в программе превентивного обучения для начальной школы "Полезные привычки".

4. Просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения.

Этому способствуют специально организованные родительские лектории, коллективно-творческая деятельность детей и родителей.

На сегодняшний день ученые разработали модель здоровья ребенка.

Физический уровень – это уровень физического развития, физиологических резервов, отсутствие заболеваний.

Психоэмоциональный – компонент характеризующий состояние психоэмоциональной сферы.

Интеллектуальный – особенности усвоения информации и использования ее для личного развития

Социальный – осознание себя лицом определенного пола.

Личностный – развивающееся "Я" Духовно нравственный – компонент, определяющий суть бытия, стремление к высшим ценностям, осознание смысла своей жизни.

А все это должно сопровождаться любовью к ребенку родителей и учителя. Эта любовь должна быть основана на уважении ребенка, на умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет (вот она, зона ближайшего развития!) Сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла...

Воспитание здорового поколения наряду с обучением является одной из важнейших задач современной школа. Школа – единственный институт, через который проходит все население станы, а учебное – воспитательный процесс – единственный систематизированный процесс возможного формирования мотивов полезного для индивида и общества поведения. Поэтому мне, как и каждому учителю, работающему с учащимися, отводится ведущая роль в сохранении, укреплении и формировании здоровья подрастающего поколения. Научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия – вот основная цель уважающего себя учителя.

Перед поступлением ребят в школу я провожу анкетирование среди родителей с целью сбора информации о здоровье ребенка и путей дальнейшей помощи с моей стороны.

Такие встречи с родителями оказывают влияние на успешную адаптацию ребенка.

С первого класса у каждого ученика есть "Паспорт здоровья и развития". Он включает в себя следующие направления: заболевания, я расту, я и мой характер, мое настроение, я и мои друзья. Паспорт заполняется родителями с детьми и учителем.

С первого класса мы с ребятами и родителями оформляем уголок здоровья, который активно работает в течение всех лет учебы. Проводим классные мероприятия способствующие формированию убеждений о том, что соблюдение правил безопасности являются надежной гарантией сохранения здоровья, личной гигиены, сохранения тела и одежды в чистоте.

С первого класса работаю по программе превентивного обучения для начальной школы "Полезные привычки". Одобрительно отнеслись к данному курсу и родители. А это немаловажно. Ведь программа "Полезные привычки" включает в себя и работу с родителями, так как ребенку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей. Родители авторитетны для учеников начальной школы. С первых дней учебы ребенка в школе родители проявляют искренний интерес к делам класса и своего ребенка. Кроме пополнения теоретической базы родителей по вопросам укрепления и сбережения здоровья огромную работу провожу по созданию сплоченного и дружного коллектива единомышленников в лице детей и родителей. Регулярно посещаем бассейн, выезжаем на природу, ходим в походы. Очень любят дети спортивные соревнования, в которых они, во что бы то не стало, пытаются одержать победу над командой родителей. Полюбился и детям, и родителям театр экспромт на темы касающиеся сохранения и укрепления здоровья учащихся. Коллективно творческая деятельность детей и родителей по данной программе уже дала свои результаты. Они вдвойне прекрасны, так как получены в процессе сотрудничества. Моя деятельность вот уже более 6 лет направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. И я убедилась в том (практика это подтверждает) что без единства семьи и школы положительных результатов никогда не добиться. По проблеме сохранения здоровья, самосознания, общения, адаптации наряду со мной работает психолог. Ведь душевное спокойствие ребенка и его родителей – это залог успешности и комфорта в семье. В тесном сотрудничестве со мной находится и социальный педагог, и медработник. Ведь целью наших партнерских отношений является продвижение каждого ребенка к здоровью. А своим детям я всегда говорю, что от болезни можно "упрыгать". Чтобы артерии были эластичными, нужен хороший кровоток. Для этого нужно...прыгать. Когда человек отрывается от пола, кровь и лимфы устремляются вверх – к голове, приземляешься – возвращается вниз – к стопам. При прыжках человек незаметно делает внутренний массаж не только артерий, но и других органов. Детям очень нравится это упражнение. Дома они рассказали о его пользе своим родителям. Теперь я уверена, что они всей семьей упрыгают ото всех болезней. И мы вместе с родителями и детьми смело сможем назвать себя абсолютно ЗДОРОВЫМИ.

Скачать материал в формате .doc

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Алтайском крае

© 2006-2024