СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Алтайский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Материалы конференции: "Главное – научить ребёнка жить и радоваться жизни"

Маркова Галина Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ "Кулундинская СОШ №3" Кулундинский район

03 ноября 2015

Французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень ещё в XVI веке писал: "Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной".

Вот такие у нас тетрадки! В порядке.
Очень любим уроки технологии.
Играем на переменах.
Любим читать.
Учимся за конторками.
Утренний массаж.
Работаем в группах и отдыхать не забываем.
Читаем стихи.
Сенсорные крест, рейка и шар.
Танцуем и поём.
Смотрим в окно.
Ходим по массажной дорожке.
Экологический букварь.
По всему классу бабочки для зрительной гимнастики.
Зрительные траектории.

Эти слова актуальны сегодня, когда говорить о здоровье русской нации очень модно. С экранов телевизора мы слышим о том, что в нашей стране многое делается для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье человека. Не знаю уж как там, в стране, может и правда очень всё замечательно, но в школах я каждый год наблюдаю совершенно другую картину. Первая встреча с детьми приводит чаще всего в ужас от того, что дети малоподвижны, отчуждённы, речеслаборазвиты, а после того, как заглянешь в медицинскую карту, то и вовсе подвергнешься в шоковое состояние. Какая тут учёба, если у тебя целый букет заболеваний? А ведь образование и здоровье неразделимы. И ты, как учитель, начинаешь понимать и осознавать, что придётся что – то изменить, потратить больше сил, труда именно на то, чтобы ребёнок не лишился последнего здоровья, а может быть даже и приобрёл новое в учебном процессе. Повторюсь, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья.

Созданием безопасных и комфортных условий пребывания учащихся в школе я занимаюсь уже 28 лет. С самого начала своего педагогического пути, задумывалась о сохранении здоровья. И, если бы тогда, в далёком теперь уже 1989 году, я не услышала об уникальной методике В. Ф. Базарного, возможно, я и не имела бы успех в обучении и развитии своих школьников. Я всю свою жизнь использовала активные технологии для сохранения и восстановления здоровья детей. Мной выбрана технология раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом В.Ф. Базарным. Её отличительной чертой является то, что основное внимание обращено на сохранение и укрепление здоровья учащихся начальной школы. В.Ф. Базарный и его последователи убеждены в том, что современный учебный процесс сковывает, губит неокрепшую психику ребёнка. Поэтому возрастает и опасность психических заболеваний. Существующая система воспитания и обучения сориентирована против природы ребёнка, поэтому она и есть главный похититель его здоровья. У В.Ф. Базарного принципиально новый подход к образованию. Школьные программы он не меняет, только способы и методы подачи материала. Доктор не только вскрыл корни и причины трагедии, но и создал совместно со своими учениками систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей и при этом сохранять и укреплять их здоровье. Эти технологии прошли многолетнюю академическую экспертизу и защищены многими авторскими свидетельствами и патентами на открытия и изобретения. Они просты, доступны, дёшевы и почти не требуют дополнительных финансовых затрат. Чем же отличаются воспитание и обучение в школах В.Ф. Базарного от занятий в обычных школах? Прежде всего необычностью мебели и информационной средой класса, а также "инвентарём", который применяет учитель в процессе урока. Стратегия "Наша новая школа", Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, Санпин – всё сориентировано на то, чтобы выпустить из начальной школы здорового ученика, наделённого качествами для дальнейшего обучения. А вот общеобразовательные программы? Их много, учителю предоставляется возможность выбрать любую. Но насколько они сложны для ребёнка, насколько учебники, по которым занимаются дети, неинтересны, потому что выполнены скудно, нет ярких образов, картинки неясные, чаще всего в чёрном цвете. Может ли такой учебник приносить радость в учении? Однозначно – нет. За свой многолетний опыт работы, я знала только единственный учебник, который вызывал радость, желание, восторг. Это учебники русского языка О.Л. Соболевой. Но, к сожалению, эти учебники в своё время не прошли лицензирование, поэтому стали недоступны в обучении. Но, чтобы детям приносили уроки радость, я использую в своей работе эти учебники, которые направлены на двуполушарное развитие детей. Это что касается психики ребёнка. Что я делаю в условиях класса для сохранения здоровья детей? В классе есть конторки, которые позволяют детям во время урока свободно передвигаться, работать стоя. Коврики, на которых дети стоят. Родители связали каждому ребёнку коврик, нашили пуговицы, стоя на них, дети произвольно делают массаж стопам. А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Эта процедура улучшает общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравится ходить в носочках по своим массажным коврикам. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка. Для этого использую подвижные "сенсорные кресты": деревянные планки, подвешенные к потолку, на которых располагаются дидактические материалы. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей использую экологические букварь. Обязательным учебным предметом доктор В.Ф. Базарный считает хоровое пение и хоровое чтение. Пение – мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания. Мы поём на перемене, после уроков. Обязательно проводится проветривание кабинета согласно санитарным нормам. Центр "техники" образует компьютер, экран. Создавая здоровьесберегающую пространственно-предметную среду, я применяю в процессе работы интересные моменты. Ещё в 1 классе выучили пальчиковую гимнастику, точечный массаж. На уроках включаю валеологические вставки, провожу Дни здоровья, подвижные игры на свежем воздухе, веду проектную деятельность, вместе с детьми участвуем в НПК, каждое лето мои ребята посещают лагерь с дневным пребыванием "Радость".

Во время урока и на перемене, дети ходят по массажной дорожке. Она сложена из отдельных маленьких мешочков, которые набиты камешками, шишками, песком, крупами. При этом мы придумываем различные игры, чтобы веселее было передвигаться. Перед первым уроком мы делаем массаж спины под музыку и просто подвижную зарядку. На первом уроке про сон мы забываем, ребята сразу включаются в работу. Они знают, что неподвижно 40 минут им не придётся сидеть. Они будут находиться в движении всё время. Это нас нисколько не отвлекает, даже, наоборот, как – то заставляет сосредоточиться и выполнить как можно больше заданий. За урок я провожу одну – две зарядки для глаз.

Ежегодный мониторинг выявляет детей с нарушением осанки, проблемами в работе органов зрения, отставанием в росте и весе, плоскостопием. Перед началом работы по системе В.Ф.Базарного был проведён медицинский осмотр детей по двум критериям:

1) Осмотр костно-мышечной системы: осанка и плоскостопие.

2) Осмотр окулиста.

Я, конечно, не смогу вылечить основные заболевания у детей, но, используя в работе технологию В.Ф. Базарного, я заметила, что в течение учебного года они меньше простужаются, у них нет нарушений осанки. И привычных школьных стрессов тоже нет. У детей, занимающихся в режиме "Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения" (так официально называется система В.Ф.Базарного), значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети практически не болеют и не пропускают занятий даже тогда, когда вокруг свирепствует эпидемия. Итоги мониторинга по учёту количества пропусков по болезни в самой длинной третьей школьной четверти показывают положительную динамику. Кроме того, мои дети отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждения, у них развито внимание, память и воля. У них развито творческое воображение. Наконец, для этих детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены.

Технология В.Ф. Базарного помогает и мне, как учителю, стать свободным, раскрепощенным, повысить свой творческий потенциал, а также значимость и престиж своей профессии в обществе.

Сейчас мои дети будут учиться в пятом классе. Мы первые в нашей школе начали работать по новым Стандартам. Я, как учитель, счастлива от того, что не потеряла здоровых детей, выпустила учеников, готовых к дальнейшей учёбе, жизни. И пусть не будут применяться технологии В.Ф. Базарного в среднем звене, мои ученики знают сами, как сохранить своё здоровье. Мои дети живут и радуются жизни!

Список использованной литературы.

1. Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. – М.: "Просвещение", 2009.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. -М.: "Просвещение", 1995.

3. Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. – М.: "Просвещение", 2004 г.

Скачать материал в формате .docx

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Алтайском крае

© 2006-2024