Материалы конференции: "Формирование здоровой личности младшего школьника через использование элементов методики В.Ф. Базарного"
Рудова Татьяна Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Кулундинская СОШ №2"
03 ноября 2015
В 2014 году набрала 1 класс. Новая программа – "Начальная школа 21 века".
Изучив стандарты, для себя взяла, что одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить использовать эти знания в повседневной жизни.
На момент поступления в школу из 24 моих учеников проблемы со здоровьем были у 10 ребят, только у 6 человек нарушение зрения (родители этих детей просили посадить за 1 парту), 3 человека нарушение осанки.
В начале учебного года обратила внимание, что мои первоклашки очень быстро утомляются, внимание рассеянное. Постоянно отвлекаются.
Стала думать, что я, как учитель могу сделать, чтобы в учебном процессе была возможность сохранить и укрепить здоровье детей, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.
Много слышала от коллег из других школ о замечательной методике профессора В.Ф.Базарного, которая даёт хорошие результаты укрепления здоровья и развития детей. Прочитала много литературы, пообщалась с коллегами и поставила перед собой цель: создание здоровьесберегающих условий обучения на основе активной сенсорно – моторной развивающей среды.
С чего же я начала?
В первую очередь это внедрение режима динамических поз, когда дети меняют в процессе урока позы – "стояние" "сидение". Для этого использую ростомерную мебель с наклонной поверхностью: парты и конторки.
Режим динамических поз позволяет развивать у детей внутренние органы, укрепляет опорно-двигательный аппарат. У ребят исчезает утомляемость, они раскрепощены и, самое главное, дети с удовольствием стоят за конторкой.
Чаще всего на уроках русского языка (на разных этапах урока) использую сенсорный шар. Который помогает находить информацию не только в учебниках, но и в окружающем мире. Например: загадываю загадку, дети находят отгадку на шаре (это может быть слово из словаря) и тогда проводим работу с этим словом. Это корректирует зрение, развивает познавательный интерес, снимает напряжение с шейного отдела позвоночника.
Большой интерес у детей вызывают использование сенсорного креста и рейки. На которых я разместила разнообразные задания (опоры, правила) для зрительного поиска. В ответ на мои вопросы дети совершают различные поисковые движения глазами, головой, туловищем (например: на уроке математики во время устного счёта, при решении задач и т.д.). Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость.
В течение каждого урока провожу физминутки (обычно две за урок) в ходе которых, дети выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Для укрепления мышц глаз провожу специальные физминутки для глаз (офтальмотренажёры).
Каждый день до начала занятий проводим утреннюю зарядку для начальных классов. Которая позволяет поддерживать эмоциональный положительный настрой на учебный процесс.
Работая по стандарту второго поколения, необходимо применение на уроках компьютерных технологий. Чтобы не нанести вред здоровью детей, стараюсь делать всё регламентировано.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная деятельность. где также применяю рекомендации В.Ф. Базарного. Нашей школе по программе "Доступная среда" были выделены деньги. На выделенные деньги у нас оформили сенсорную комнату и комнату психологической разгрузки. Мои ребята с огромным удовольствием проводят время в сенсорной комнате, ведь движение является одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего развития.
В своей работе я только начала следовать шести великолепным советам В.Ф. Базарного. Но могу уже отметить первые результаты:
-У моих ребятишек появляется положительная мотивация к обучению за счёт эмоционального комфорта;
-дети активны, подвижны, работоспособны;
-у моих учеников развивается память, внимание.
Дети уверены в себе, спокойны, делают первые шаги и радуются своим первым достижениям. Мои первоклассники участвовали в школьной научно-практической конференции (4человека), где мой ученик Зайцев М. занял 1 место. В районном конкурсе чтецов, посвящённом "70-летию Победы" Мотрий М. занял 1 место. В дальнейшем предстоит большая и интересная работа по сохранению и укреплению здоровая детей
Ведь ещё В.Сухомлинский писал, что: "Забота и здоровье детей это величайший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы".
Данная технология профессора В.Ф.Базарного не просто укрепляет и развивает здоровье детей, но и способствует прочному усвоению знаний без перегрузок переутомления.