Александр Вагенлейтер: "Бюджет Барнаула теряет миллионы из-за невыгодных договоров"
05 мая 2016
Александр Вагенлейтер энергетик в третьем поколении. В отрасли он работает 14 лет и с 2014 года специализируется на защите и отстаивании интересов потребителей электроэнергии, прежде всего юрлиц. Сейчас он заместитель гендиректора компании "Энергоменеджмент Сибири", организации, которую комитет по энергоресурсам и газификации Барнаула в конце марта привлек для правовой экспертизы договоров с поставщиками электроэнергии бюджетным учреждениям. О том, почему возникла такая необходимость и что это даст городу, Александр Вагенлейтер рассказал altapress.ru.
Сплошные переплаты
Александр Владимирович, для начала расскажите, в чем состоит суть проблемы?
Ни для кого не секрет, что энергетики периодически используют незнание потребителей в своих интересах. В договорах энергоснабжения есть много параметров, влияющих на величину счета за электроэнергию, в которых неспециалистам разобраться бывает очень непросто. Это и величина потерь, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета, и отражаемые в транспортной составляющей тарифа условия техприсоединения, и сбытовая надбавка, и ценовая категория, и другие критерии (подробнее см. в справке).
Законодательство в этой сфере постоянно меняется. Как правило, эти изменения в пользу потребителя. Однако мы видим, что на практике часто эти новации долго не находят реализации. И дело здесь в том, что отношения поставщиков энергии и их клиентов регулируются по договорам, подписанным несколько лет назад. Стороны не проявляют инициативу по изменению договоров на условиях, представляемых новыми положениями закона. И такое встречается в договорах как с предприятиями и частными компаниями, так и с бюджетными организациями.
Как вы можете оценить масштаб проблемы?
Нарушения встречаются довольно часто, но, конечно, не в каждом договоре. Приведу пример: за последнее полугодие мы проанализировали 120 договоров энергоснабжения. В 97 из них мы внесли предложения, реализация которых позволит сэкономить совокупно более 25 млн рублей в год. Были случаи, когда экономия по отдельному объекту составляла более 7 млн рублей в год.
Если говорить о бюджетных организациях, то суммы переплат здесь тоже существенные. Недавно наши коллеги проверили договоры 12 краевых предприятий. В 10 из них сумма ежегодной переплаты в общей сложности составляет более 16 млн рублей. Эти цифры свидетельствуют о том, что проблема очень весомая.
О серьезности темы говорит и тот факт, что ею занялись городская администрация в лице комитета по энергоресурсам и газификации, а также краевые ведомства. В городе в последнее время провели несколько семинаров и круглых столов по вопросам энергосбережения, на которых мы тоже выступали. И на семинаре, организованном для представителей муниципальных учреждений, многие руководители подтвердили, что эта тема для них актуальна.
Такая ситуация характерна только для Барнаула?
Наша компания имеет деловые связи в различных областях Сибири. Скажу дипломатично: проблема существует везде, но в Алтайском крае ее решение потребует больших усилий, чем в соседних регионах.
Справка
В чем могут нарушаться права потребителя по договору энергоснабжения?
Завышение транспортной составляющей тарифа.
Несоответствие сбытовой надбавки и ценовой категории фактическому режиму энергопотребления.
Завышение расчетного объема электроэнергии, предъявляемого к оплате.
Несоответствие расчета потерь методическим рекомендациям Министерства энергетики.
Нарушение поставщиками электроэнергии порядка выявления, протоколирования и последующего рассмотрения фактов ненадлежащего исполнения договоров со стороны потребителей.
Нужна взаимная выгода
Почему такая ситуация стала возможной? Что это халатность, умысел или нехватка профессионализма энергетиков?
Причина имеет комплексный характер. Энергетики по инерции продолжают считать, что платежи за электроэнергию для потребителей не значимы: копейка туда-сюда с клиентов не убудет.
Потребители же до последнего времени не вникали должным образом в суть вопроса, почему такими темпами растут платежи за электроэнергию и можно ли на это как-то повлиять. И специалисты, занимающиеся этими вопросами на предприятиях, часто бывают не компетентны.
В бюджетной сфере эта ситуация зачастую усугубляется тем, что руководитель учреждения не мотивирован в снижении уровня платежей, так как получает необходимые средства из казны.
Как потребителям бороться за свои права? Идти в суд?
Судебная практика по спорам такого рода существует. Однако, по моему мнению, в суд нужно идти в последнюю очередь.
Законодательство позволяет потребителю вносить свои предложения по изменению договоров энергоснабжения, соблюдая некоторые регламентные правила. Делать эту работу должны профессионально готовые специалисты. Другой вопрос: штатные это сотрудники предприятия либо привлеченные извне. В любом случае можно добиться не только внесения изменения в договор, но и проведения перерасчета за потребленную электроэнергию.
Вообще я как человек, много лет проработавший в энергетике и знающий ее изнутри, убежден, что гармонизация отношений между энергетиками и потребителями, приведение их в норму закона стратегически выгодно обеим сторонам.
Выгода потребителей понятна. Но в чем же вы видите резон для энергетиков?
Сейчас отношения энергетиков и их клиентов серьезно деформированы. Очевидно, что регулирующим органам не удается найти баланс интересов между потребителями и поставщиками. Утверждаемыми тарифами недовольны как те, так и другие.
Если бы отношения выстраивались на взаимовыгодной основе и рассчитывались на основании учета экономики в энергетике и других отраслях, то было бы видно, сколько реально потребители могут позволить себе отдать за электроэнергию, сохраняя свою конкурентоспособность. А не как сейчас. Если взять начисление, то мы имеем внушительные суммы, которые радуют энергетиков. Но где-то за скобками остается то, что миллиарды рублей числятся как задолженность, и реально, надо прямо сказать, выплачены в полном объеме не будут.
По моему глубокому убеждению, энергетикам лучше добиваться объективного тарифа за свои услуги и высокой производственной эффективности. Им лучше с самого начала понимать, сколько реально может заплатить потребитель, исходя из этого выстраивать свою экономику и процессы. В этом их интерес.
Потребитель же должен понимать, сколько нужно энергетике, чтобы она бесперебойно осуществляла свою функцию, которую осуществить, кроме нее, никто не может.
Удастся ли когда-либо полностью решить проблему некорректных договоров? И что для этого нужно предпринять?
Собственникам и руководителям предприятий, а также частным потребителям для начала нужно разобраться в сути проблемы. То есть понять логику своих взаимоотношений с энергопоставщиком и оценить свои возможности для изменения ситуации, если она не устраивает, неудовлетворительна. Потом уже можно привлечь специалистов, которые на основе действующего законодательства и конкретных расчетов способны урегулировать эти вопросы в интересах потребителей. Решить проблему полностью, конечно, возможно. Существенные шаги в этом направлении делаются постоянно.
Специальный вопрос
Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Как это нужно делать? Какой поступок вы бы назвали гражданским?
Этот вопрос меня всегда глубоко волновал, как человека, гражданина, а теперь и как отца троих детей. "Один в поле не воин" или "моя хата с краю" я никогда не придерживался подобной житейской мудрости, которая могла бы прикрыть мою нерешительность, бездействие и прочее поведение. Кроме того, руководствуясь такой нехитрой философией, можно же оправдать любое беззаконие и нарушение даже моральных правил. Однако все мы, так или иначе, между собой связаны. Следовательно, в такой "мудрости" нет ничего полезного.
Гражданский поступок всегда совершается на благо государства и общества. В Конституции Российской Федерации прописано: Россия для народа, для создания условий на достойную жизнь и свободное развитие личности каждого гражданина. Государство для того и нужно, чтобы люди в нем безопасно жили, вместе развивались, улучшали страну и общество. Следовательно, такого рода поступки можно назвать гражданскими.
Один мой знакомый, очень богатый человек, работает здесь, но семью всю перевез в Италию. Когда я спросил его почему, он ответил: потому что там дороги хорошие, люди другие и т. д. Я ему говорю: "А что здесь тебе мешает вкладываться в развитие и процветание этого общества? Ты сделай Россию-то такой!" Именно так, мне кажется, нужно проявлять свою гражданскую позицию.
Досье
Экономика и медитация
Александр Владимирович Вагенлейтер родился в 1979 году в Бийске. С 1980 года проживал в Заринске. В 2002 году окончил энергетический факультет АлтГТУ. После университета начал работать в "Заринской горэлектросети", где прошел путь от инженера до начальника отдела по передаче и распределению электроэнергии. В 2011 году переведен в Барнаул, где три года трудился в "МРСК Сибири" "Алтайэнерго" на должностях советника директора филиала по развитию и реализации услуг, замначальника департамента транспорта и учета электроэнергии и начальника управления энергосбережения и повышения энергоэффективности. В 2014 году начал работать в компании "Энергоменеджмент Сибири".
Член комитета по антимонопольной политике и тарифам при НП "Алтайский союз предпринимателей". Увлекается фондовым и финансовым рынками, интересуется экономикой России. Занимается спортом и оздоровительными практиками, такими как цигун и медитация. Женат, воспитывает троих детей.
Справка
Примеры нарушений при выставлении счета за электроэнергию (наиболее часто встречающиеся в практике Александра Вагенлейтера):
Энергоснабжающая организация ежемесячно выставляла компании счет за потребленную электроэнергию по ее объекту с завышенной величиной потерь на участке от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета. Для летнего периода времени она применяла потери в размере 4%, для зимнего 6%. Реально же потери составляли не более 2%. Переплата по объекту составляла более 130 тыс. рублей в год. Мы выполнили подтверждающий завышенную величину потерь расчет и предъявили его энергоснабжающей организации. В результате в договор удалось внести соответствующие изменения: стороны подписали дополнительное соглашение.
По еще одному объекту при применении тарифа на услуги по передаче энергии снабжающая организация неверно применяла уровень напряжения. В результате переплата для собственника составляла более 2 млн рублей в год. Мы пересчитали плату за три года, провели переговоры с энергоснабжающей организацией. В результате договор привели в надлежащее исполнение.
Факт
Александр Вагенлейтер в 2014 году стал лауреатом конкурса "Лучший выпускник Президентской программы подготовки управленческих кадров".
По материалам источников: ИА Алтапресс