Владислав Вакаев о необходимости срочного введения прогрессивного налогообложения
28 декабря 2016
27 декабря Общественная палата Алтайского края провела очные слушания по теме: "Эффективность прогрессивного налогообложения". В обсуждении участвовали представители администраций Алтайского края и города Барнаула, депутаты краевого Законодательного Собрания, налоговой службы, научного сообщества и предпринимательских кругов. Позицию СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ представил на слушаниях депутат АКЗС, заместитель руководителя фракции СР Владислав Вакаев.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ все 10 лет своей работы системно и последовательно отстаивает идею прогрессивного налогообложения. Более 10 раз за этот период наша фракция в Госдуме вносила законопроекты о введении прогрессивной шкалы налогообложения, но каждый раз они отвергались депутатским большинством. При этом аргументов, которые подтверждают необходимость ее срочного введения, очень много.
Вначале своего выступления Владислав Вакаев развеял мифы, связанные с прогрессивной шкалой нововведения:
Первый миф заключается в том, что у нас якобы плоская шкала налогообложения. На самом деле она регрессивная. То есть реально богатые платят меньше, нежели чем простые люди. Связано это с тем, что налоги на дивиденды 9, а не 13%. А большинство олигархов уводят свои средства в офшоры, где платят налоги в районе 5%. То есть получается, что чем ты богаче, тем ты меньше платишь налоги, а фактически это регрессивная шкала налогообложения.
Следующий миф о том, что введение прогрессивной шкалы ударит по среднему классу. Это не так! Мы предлагаем включать прогрессивный налог для тех категорий людей, которые составляют всего 0,8% населения страны. Это никак не средние классы. Речь идет о высшем классе, но эти люди имеют 40% всех доходов в стране.
Несостоятелен миф и об ухудшении собираемости налогов в случае введения прогрессивной шкалы. Во-первых, наша партия предлагает его максимальную планку до 28%, что некритично. Во-вторых, этот вопрос касается, прежде всего, топ-менеджмента крупных корпораций, в том числе государственных, касается дивидендов акционерных обществ. Все эти доходы легко выявляются и легко администрируются. Соответственно, и забирать их не будет достаточно сложно.
Еще один миф, который транслировался на слушаниях, введение прогрессивного налога ударит по региональным бюджетам. Поскольку мы предлагаем доходы людей до 120 тыс. руб. в год вообще не облагать подоходным налогом. А в регионах, подобно нашему Алтайскому краю, очень много людей с низкими доходами, и они тоже платят 13%. С высокими доходами людей в таких регионах мало. НДФЛ же играет значительную роль в формировании региональных и муниципальных бюджетов, поэтому представители региональных и местных властей беспокоятся, что у них наполняемость бюджетов из-за этой нормы уменьшится. Однако необходимо понимать, что введение прогрессивной шкалы налогообложения должно быть сопряжено с изменением пропорций в распределении доходов федерального бюджета в пользу региональных и муниципальных. Учитывая, что этот прогрессивный налог по нашим подсчетам даст увеличение бюджета от 300 до 600 млрд руб., то в целом государство получит больше средств и регионы в том числе. Поэтому миф тоже не совсем состоятельный.
Также Владислав Вакаев привел ряд аргументов в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения:
Во-первых, это позволит увеличить доходы федерального бюджета и даст необходимые нам средства для повышения уровня жизни малообеспеченных слоев населения и поддержки отечественного производства.
Во-вторых, это дает возможность начать борьбу с главной проблемой современной России – социальным неравенством. Сегодня социальное расслоение в России достигает высочайшего уровня – децильный коэффициент 15-17. А это значит, что в 15-17 раз 10% "самых богатых" богаче "самых бедных". Норма составляет – 5-7 раз. Введение прогрессивного налога позволит немного остановить этот процесс или даже обернуть вспять.
В-третьих, это приведет к росту платежеспособного спроса населения. Сегодня он распространяется неравномерно между богатыми и бедными. Богатые могут себе позволить тратить большие средства в магазинах, салонах красоты, на путешествия, но таких людей немного, поэтому и потреблять они могут немного. А бедные наоборот, хотели бы, но средств у них недостаточно. Соответственно, низкий платежеспособный спрос останавливает развитие экономики. Поэтому идея его поднять это именно то, что дает развиваться малому и среднему бизнесу, позволит оживить экономику страны.
В-четвертых, введение прогрессивной шкалы налогообложения позволит начать уход от двухмодальной экономики, когда экономика богатых существует отдельно по своим законам. И при этом раскручивает инфляцию, которая бьет по бедным.
Часто говорят о том, что введение прогрессивной шкалы приведет к увеличению оттока капитала из страны. Но это лукавство. Мы знаем, что капиталы "бегут" в те европейские страны, где прогрессивная шкала налогообложения. Бизнес бежит не туда где меньше налоги, а туда, где стабильность. То колоссальное социальное расслоение, которое есть в России, создает нестабильную политическую ситуацию, которая может взорваться в любой момент и, разумеется, это и останавливает инвестиции, и стимулирует отток капитала.
Таким образом, мы видим экономические, социальные, политические аргументы в пользу срочного введения прогрессивного налогообложения. Это позволит обеспечить социальную и нравственную справедливость, повысить социальное самочувствие и обеспечить социальную солидарность общества, что в свою очередь повлияет и на экономические, и на демократические характеристики.