СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Алтайский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Коммунальный Дозор: 7 вопрос о прямых договорах

25 апреля 2018

15 апреля вступил в силу Федеральный закон №59-ФЗ (от 3.04.2018 г.), который предоставил собственникам жилья возможность заключать договоры поставки коммунальных ресурсов и оказания коммунальных услуг напрямую с ресурсоснабжающими организациями – в обход управляющих компаний. Соответствующие положения закреплены в Жилищном кодексе РФ, в частности, прямым договорам посвящена статья 157.2.

По мнению разработчиков закона, он позволит сократить объем неплатежей управляющих организаций за коммунальные ресурсы, потребленные гражданами в многоквартирных домах. Сегодня мы постарались разобраться в основных положениях, касающихся собственников МКД.

Отметим, что многие нюансы закона пока остаются загадкой даже для экспертов; не исключено, что какие-то пункты будут пересматриваться в процессе его реализации. Но для начала мы ответили на семь вопросов, которые наверняка уже возникли у неравнодушных собственников.

1. Какие коммунальные услуги попадают под закон о прямых договорах?

Собственники вправе перейти на прямые договоры с поставщиком любых коммунальных услуг или всего перечня ЖКУ сразу. В этот перечень включены:

– холодное и горячее водоснабжение;

– водоотведение;

– электроснабжение;

– газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);

– теплоснабжение (в том числе поставки твердого топлива);

– оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

2. В каких случаях собственники могут перейти на прямые договоры с РСО?

В части 1 статьи 157.2 ЖК РФ перечислены три причины отказа от посредничества управляющей организации в части поставки коммунальных услуг:

– если общее собрание собственников примет соответствующее решение (подробнее об этом ниже);

– при прекращении ранее заключенных договоров между РСО и управляющей организацией, если последняя накопила перед ресурсовиками задолженность в размере двух среднемесячных оплат. В таком случае РСО расторгает договор в одностороннем порядке, а собственники "автоматом" переводятся на прямые договоры. Чтобы не возникало ситуации "двойных" оплат (в РСО и УО), новый поставщик коммунальных ресурсов должен уведомить УО и собственников о произошедших изменениях. Через 30 дней договор с УО считается расторгнутым (за исключением поставки коммунальных ресурсов на ОДН), а с собственниками – заключенным;

– если между собственниками и РСО ранее были заключены прямые договоры, содержащий положение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них при изменении способа управления МКД или выборе другой управляющей организации.

3. Как будет осуществляться переход по решению собственников?

Процедура голосования за прямой договор стандартна. Решение о переходе и дате, с которой начнут действовать прямые договоры, принимается 2/3 голосов собственников. Копии решения и протокола ОСС необходимо будет направить в Государственную жилищную инспекцию, управляющую и ресурсоснабжающую организации не позднее 5 дней после проведения собрания.

В таком случае РСО не может отказаться от заключения прямых договоров с собственниками. Но вправе попросить отсрочку до трех календарных месяцев для создания системы взаимоотношений с потребителями. Уведомление об отсрочке РСО направляет инициатору собрания в течение пяти рабочих дней.

4. Будет ли заключаться бумажный договор с каждым собственником?

Нет. Законодательство предусматривает, что при выполнении одного из условий перехода на прямые договоры (мы посвятили им второй вопрос), они считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно. При этом подписания бумажной версии не требуется.

Договор между собственниками и РСО будет заключаться на неопределенный срок. Унифицированную форму такого договора обещали разработать и утвердить на уровне правительства РФ. Правда, когда это случится, не понятно. На этот период сторонам рекомендовано руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг (постановление правительства №354).

5. Кому необходимо будет передавать показания индивидуальных приборов учета?

Показания ИПУ передаются исполнителю коммунальной услуги. В случае прямого договора им становится РСО. Но если вы направите показания в управляющую организацию, ничего страшного не случится: в силу подпункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ она обязана передать данные о показаниях индивидуальных приборов учета РСО.

6. Куда собственники смогут пожаловаться на качество коммунальных услуг?

Как ни парадоксально, в управляющую организацию. В соответствии с подпунктом 3 части 11 статьи 157.2 ЖК РФ она по-прежнему обязана "принимать от собственников помещений в многоквартирном доме ... обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". И именно она продолжит "осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме" (подпункт 2 части 11 статьи 157.2 ЖК РФ).

Другой вопрос, что в процессе поиска "крайнего" управляшки и ресурсовики наверняка будут пытаться переложить вину друг на друга. Так что вопрос повышения ответственности исполнителя коммунальных услуг этот закон кардинально не решает.

И, да, несмотря на вышесказанное, отключать неплательщиков от воды и света все равно будут РСО.

7. Смогут ли собственники вернуться с прямых договоров обратно на ресурсоснабжение через управляющую организацию?

Напрямую эта возможность в законе не прописана. Чисто гипотетически, общее собрание может принять решение о возврате УО статуса исполнителя коммунальных услуг. Но, согласно части 8 все той же статьи 157.2, ресурсовики могут отказать УО в заключении договора, если у нее есть прямые договоры с собственниками.

Еще один нюанс нового закона: из Жилищного кодекса изъяли норму (часть 7.1 статьи 155), которая предусматривала прямые платежи в РСО. Эта схема, когда при оплате коммуналки деньги собственников сразу попадали на счета ресурсовиков, на протяжении последних лет успешно работала практически на всей территории Алтайского края. Теперь до момента перехода дома на прямые договоры данный порядок будет сохраняться. Но если собственники сначала уйдут на прямые договоры, а потом решат отыграть назад, средства за коммунальные ресурсы будут направятся исключительно на счет управляшек. А что будет при накоплении ими двухмесячной задолженности, вы уже знаете.

Так что лучше сразу взвесить все "за" и "против", чтобы потом не оказаться у разбитого корыта.

(Врез) 26 марта был принят еще один блок серьезных поправок, затрагивающий важные вопросы осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества МКД. Они утверждены постановлением правительства РФ №331.

К примеру, уточнены регламенты работы аварийно-диспетчерских служб. Теперь время дозвона туда не должно превышать 5 минут, локализация повреждения занимать не более 30 минут, а устранение происходить в пределах трех суток. У сотрудника АДС при себе должно быть служебное удостоверение, бейдж с информацией об организации и работнике и... бахилы.

По материалам газеты "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – Алтайский край" №(2) 95 апрель 2018

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Алтайском крае

© 2006-2024