Александр Терентьев: Бюджет должен быть для людей, а не за счёт людей
25 октября 2018
24 октября Госдума приняла проект федерального бюджета на 2019-2021 годы в первом чтении. Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосовали "против" его принятия. Бюджет полностью игнорирует исполнение майских указов Президента РФ, не приведёт ни к росту доходов населения, ни к росту доходов экономики – аргументируют справедливороссы.
Александр Терентьев, депутат Госдумы РФ, лидер алтайских справедливороссов
:
– Главные задачи бюджета страны сформулированы в указах Президента РФ, и партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ полностью поддерживает. Повышение уровня жизни населения, уровня потребления, объема социальных обязательств государства невозможно без ощутимых темпов роста экономики и ее развития. И основные параметры бюджета должны быть как раз заложены с учетом этих задач. Финансирование должно быть достаточным для достижения обозначенных целей.
Представленный Правительством проект бюджета – это бюджет стагнации, а не развития. Власть в очередной раз предлагает консервативный сценарий развития, в бюджете нет структурных реформ и изменений. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ неоднократно говорила и будет продолжать говорить: "Хватит топтаться на месте, достаточно экономической стабилизации – нам нужен экономический рост и улучшение жизни наших граждан!" Однако добиться этого роста искусственно увеличивая расходы и занижая дефицит, невозможно. И это одна из основных наших претензий к предложенному проекту бюджета.
Мы считаем, что рост ВВП в прогнозе не просто низкий, а критически низкий. Ведь темпы роста мировой экономики по прогнозам ОЭСР в 3 раза выше. А темпы роста в улучшившихся условиях оказываются ниже, чем ожидались в худших.
Нарисовать можно все что угодно. И судя по проекту бюджета, мы видим, что Правительство умеет оперировать цифрами и манипулировать показателями. Самое страшное, что это путь назад. Такой метод приведет к остановке экономического роста, рецессии и технологическому отставанию. А это заставляет усомниться, что в подобных условиях задачи, поставленные Президентом РФ, будут выполнены.
Что касается доходов. Они растут, и это хорошо, но доля их в ВВП все-таки снижается. По факту же доля нефтегазовых доходов в процентах к ВВП увеличивается только к 2018 году, а в течение трех лет остается без изменения на уровне 11,0%. На наш взгляд, называть такое положение дел "слезанием с нефтяной иглы" было поспешным решением.
СР считает, что рост нефтяных доходов обусловлен не ростом экономики, а увеличением налоговой нагрузки: ростом НДС, акцизов на спирт, ГСМ, изменениями по отдельным госпошлинам и введением новых госпошлин, и вряд ли их можно назвать стимулирующими.
В сфере регулирования межбюджетных отношений мы отмечаем незначительные улучшения. Однако:
У регионов сохраняются огромные долги, которые снижаются чуть более 8%;
Исполнение более 77 переданных субъектам полномочий остаются не подкреплены источниками финансирования, которые, как и правила распределения трансфертов, меняются;
Методика выравнивания и перераспределения средств между регионами не стимулирует передовиков и порождает новых иждивенцев;
Большие сомнения в возможности исполнения субъектами национальных проектов;
Вернуть 1 % отчислений по налогу на прибыль
В сложившейся ситуации регионам необходимо передавать реальные налоговые источники финансирования исполнения полномочий, а не предлагать брать коммерческие кредиты.
По расходной части мы отмечаем следующее.
Несмотря на огромный размер фонда национального благосостояния, рост доходов, профицит, расходы увеличиваются незначительно. По отношению к 2018 году их доля к ВВП сокращается (с 17,2 до 16,9 в 2021 году).
Причина этому "Бюджетное правило". "Возьмите свои 42-43 доллара за баррель и ни в чем себе не отказывайте, а с остальными мы сами разберемся и без вас", именно так говорит нам Правительство. Да и почему не разобраться: правила распределения, критерии оценки эффективности, программа размещения, доходность, условия, выгода для бюджета, информации об этом в проекте нет!
Все наши предложения об увеличении цены отсечки в бюджетном правиле не принимаются.
СР считает, что бюджетное правило искусственно ограничивает социальные и производительные расходы и оставляет реальный сектор экономики без средств.
Как и каждый год при рассмотрении очередного бюджета СР предлагает:
довести расходы на здравоохранение и образование не менее 7 % и культуру не менее 3 % от общих расходов;
Предусмотреть расходы:
на объективную и полную индексацию на фактический уровень инфляции пенсий всех категорий пенсионеров, всех социальных пособий и материнского капитала;
на жильё молодым семьям;
на обеспечение всех инвалидов техническими средствами реабилитации;
компенсацию потерянных сбережений в СССР;
Увеличить финансирование:
поддержки реального сектора экономики;
поддержки бюджетов субъектов.
Мы при этом отмечаем, что Правительство находит средства на стимулирование госслужащих 630 млрд, поддержку госкомпаний 372 млрд, акционерных обществ 214, 6 млрд, финансирование ФАИПов без ПСД – 78,9 млрд, льготы для нефтяных экспортеров – 630 млрд только в 2019 году. Нашлись средства порядка 1,3 трлн!
Мы считаем, что рассматриваемый сегодня бюджет изначально заточен под другие задачи – для сырьевой экономики и "загашников" (как бы чего не вышло).
Совершенно справедливо заметил один из моих коллег, этот трехлетний бюджет лишь 10 тыс. страниц объяснений, что деньги есть, но они не для граждан. А для людей что? Увеличение пенсионного возраста и налогов, недоиндексация социальных пособий, пенсий, материнского капитала, увеличение кадастровой стоимости? А в итоге – 19 млн человек живут за чертой бедности и с каждым годом их численность только прирастает. И вот это называется бюджет развития?
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ежегодно предлагает свой альтернативный бюджет. Этот год не исключение. Сергей Михайлович Миронов представил этот документ. Основные параметры – доходная и расходная части в нем выше предложенных Правительством. И самое главное источники для сбора доходов абсолютно иные. Не карманы простых граждан, которые итак еле сводят концы с концами. А эффективные экономические рычаги и механизмы, которые позволят положить в казну более 3 трл рублей. Такой подход мы считаем справедливым и именно так должен формироваться социально ориентированный бюджет страны.