"Серые" схемы, "черные" билеты. Справедливороссы оценили целесообразность повышения стоимости проезда в общественном транспорте в Барнауле
фото из сети Интернет
19 ноября 2018
Барнаульские перевозчики на автобусах большой вместимости в очередной раз направили обращение в адрес главы города Сергея Дугина с просьбой о повышении стоимости проезда на общественном транспорте. Они сетуют на то, что их положение усугубляется с каждым днем: дорожают энергоносители, топливо и запасные части. Из-за низкой зарплаты увольняются высококвалифицированные водители и кондукторы, и на работу приходится принимать абы кого. И непринятие в ближайшее время экстренных мер по выходу из кризиса может обернуться уже к новогодним праздникам транспортным коллапсом.
Мы обратились за комментариями по этой проблеме к депутатам Барнаульской городской Думы, членам фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Оксана Молодых, депутат Барнаульской городской Думы, руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ:
Ни о каком увеличении стоимости проезда в общественном транспорте в Барнауле до 30-35 рублей, исходя из рентабельности, как просят перевозчики, речи идти не может. Установить тариф, который сделал бы городские перевозки пассажиров рентабельными, в принципе невозможно. Прежде всего, с точки зрения социальной значимости вопроса транспортного обслуживания. Если же поднимать тариф, то это необходимо делать весьма и весьма умеренно, как раньше.
Как вы помните, в декабре 2016 года в Барнауле за проезд в общественном транспорте ввели транспортные карты. 58 миллионов рублей потрачено из бюджета города, чтобы внедрить электронную систему. Это очень значимая сумма. Когда мы на нее переходили, и органы власти, и перевозчики заверяли, что будут получены точные данные о пассажиропотоке, сколько горожан и куда едут. И можно будет выстраивать логистику передвижения транспорта более целесообразно, а также понимать реальные убытки.
По факту же получается, что не все перевозчики соблюдают правило о проведении билетов через валидаторы. Я, как "безлошадный" депутат, постоянно пользуюсь общественным транспортом, расплачиваюсь за проезд наличными, и мне частенько выдают "черные" билеты в обход валидатора. Я их собрала за определенный временной интервал и проанализировала количество. Получилось немало: 10% от общего числа билетов, приобретенных за это время. А ведь на них есть еще и реклама, и это тоже получается дополнительный заработок перевозчика.
Поэтому трудно утверждать, насколько прибыльнее стал бы этот бизнес, но ясно одно – нам не хватает открытости в плане доходности автотранспортных предприятий. С одной стороны, понятно, что отрасль сложная не только для нашего города, но и в целом для других муниципалитетов. Что она, безусловно, нуждается в субсидировании. У нас есть определенный перечень социально значимых маршрутов, субсидии разного рода для перевозчиков, чтобы они могли надлежащим образом осуществлять перевозки горожан. Но, с другой стороны, чтобы нам понимать объемы этой поддержки, необходима прозрачная финансовая отчетность перевозчиков. Пока же оценить, насколько хватает им собственных доходов и дотаций, сложно.
Кроме того, на мой взгляд, нужно однозначно сделать больше разрыв в стоимости проезда между оплатой транспортной картой и за наличный расчет. Потому что сейчас он составляет рубль, и меня, например, не мотивирует пойти и купить себе карту. Когда разница, будет, например, два-три рубля, я приобрету электронный проездной. И подобную маржу перевозчику будет скрыть значительно труднее. Горожане будут охотнее приобретать карты, и автопредпринимателям будет значительно труднее получать левые доходы от "черных" билетов.
Эти вопросы мною неоднократно поднимались в выступлениях на отчетах главы города перед депутатским корпусом и в начале 2017-го, и 2018 годов. Претензии фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ касались как раз проблем в области "черных" билетов, ухода от налогов и отсутствия прозрачности в данных о транспортных пассажиропотоках.
Егор Банщиков, депутат Барнаульской городской Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ":
Перевозчики постоянно говорят об износе транспорта и его ужасном состоянии, подорожании запасных частей и топлива. В то же время такси уже много лет работают по фиксированным тарифам, хотя ездят также на топливе и приобретают запасные части по тем же самым ценам, что и общественный транспорт. Не говоря уже о разнице в порядке внутри транспортных средств и поведении водителей, которые явно не в пользу автобусников.
Опять же если бы это было совсем невыгодно, как перевозчики описывают в обращении, то вряд ли какой-либо предприниматель стал бы заниматься таким бизнесом. Насколько я знаю, когда проходит конкурс на замещение городских маршрутов, разворачивается нешуточная борьба. Поэтому я не думаю, что все у них так плохо. И это просто очередная попытка надавить на власти для того, чтобы добиться увеличения субсидий из бюджета на транспортные перевозки.
Александр Обидин, депутат Барнаульской городской Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ":
Если исполнительная власть пойдет на поводу у перевозчиков с их непомерными аппетитами, то большинство горожан, пользующихся общественным транспортом, будет ходить пешком. Ведь это маршруты – не только механизм извлечения прибыли для бизнеса, но также и средство передвижения для огромной массы простых людей. И очередная попытка залезть к ним в карман может больно ударить по их и так совсем не высокому благосостоянию. Общественный транспорт – для общества, а не наоборот.
У меня уже есть обращения от горожан, пассажиров 21-го маршрута, которые жалуются на проблемы с транспортным сообщением. По их данным, у них всего два рейса утром и два – вечером. Люди элементарно не могут уехать домой и на работу, и им приходится ездить с пересадками. То есть нужно разбираться по конкретному маршруту и перевозчику.
И это наша общая задача – депутатов и администрации города – навести порядок в этой сфере. Поэтому необходимо разбирать конкретные случаи, проводить финансовый аудит каждого маршрута. Только в этом случае у нас будет понимание, как найти согласие в этом вопросе, потому что все подводить под одну гребенку – неправильно.
Тем более что одни перевозчики чувствуют себя более-менее комфортно, другие – нет. Компенсации, субсидии, которые выделяются из городской казны, должны быть более адресными.
Cправка. В последний раз оплату за проезд на общественном транспорте в Барнауле поднимали с 1 декабря 2016 года. В автобусах и маршрутках до 20 рублей, трамваях и троллейбусах до 19. При условии оплаты транспортной картой (электронным проездным) цена уменьшается на рубль.