Александр Молотов: Нам обязательно нужно увеличить доходную и расходную части бюджета
29 октября 2020
На сегодняшней сессии АКЗС в центре внимания был вопрос о краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выделили три направления, по которым необходима корректировка расходной части законопроекта. Речь идет об увеличении объема средств, направляемых в краевую систему здравоохранения, дополнительной поддержке предпринимателей и индексации зарплат и социальных выплат.
СР всегда конструктивно подходит к формированию бюджета
Александр Молотов, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в АКЗС:
Текущий год для нашей страны, в целом, и Алтайского края, в частности, проходит очень тяжело и гарантий того, что следующий будет легче, нет никаких. А это среди прочего означает, что к краевому бюджету на 2021 год мы должны подойти несколько с других позиций, нежели ранее.
СР всегда конструктивно подходит к бюджетному процессу и формированию бюджета, руководствуясь при этом не популистскими соображениями политической целесообразности, а цифрами и фактами. Наша фракция в Госдуме не поддержала в первом чтении проект федерального бюджета на 2021 год, поскольку мы концептуально против той философии, которую федеральное правительство использует при его формировании – СР категорически не устраивает, что будущий федеральный бюджет по-прежнему является бюджетом стагнации, а не развития, в котором к тому же не заложена индексация пенсий работающим пенсионерам (несмотря на прямое указание президента решить этот вопрос). В случае же с краевым бюджетом ситуация принципиально иная. Мы не популисты и прекрасно понимаем, что в доходной части бюджета (а она планируется в размере 106,5 млрд. руб., что на целых 4,8 млрд. руб. больше, чем было запланировано в бюджете на 2020 год при его принятии в 1 чтении в прошлом году) с учетом нынешней экономической и эпидемиологической ситуации при всем желании нельзя было более существенно увеличить прогнозируемый объем собственных налоговых и неналоговых поступлений (они и так запланированы в размере 58,2 млрд. руб., что на 1,5 млрд. руб. больше, чем изначально было запланировано в бюджете на 2020 год). К тому же мы выступаем категорически против увеличения налогового бремени как на граждан, так и на юридические лица. То же касается и объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета (они запланированы в размере 48,0 млрд. руб., что на 3 млрд. руб. больше, чем изначально было запланировано в бюджете на 2020 год) – от нашего желания их объем зависит не в полной мере и остается лишь надеяться, что, как это часто бывало в последние годы, до рассмотрения краевого бюджета во втором чтении федералы еще увеличат эту сумму.
Мы должны иметь "бюджетный запас" для преодоления форс-мажорных ситуаций
Однако и этого может оказаться недостаточно, поскольку нынешний год заставил столкнуться с такими сложностями, о которых мы не знали ранее и если бы не дополнительная федеральная помощь в размере беспрецедентных 18 млрд. руб., сегодняшняя ситуация в крае могла оказаться гораздо хуже. Именно поэтому, учитывая тот факт, что по прогнозам специалистов пандемия коронавирусной инфекции (а значит и все негативные ее социально-экономические последствия) продлится и в 2021 году, мы должны быть готовы к этому и иметь "бюджетный запас" для преодоления возможных форс-мажорных ситуаций. Сделать это можно, запланировав в бюджете увеличение госдолга края. Ситуация, повторюсь, сейчас форс-мажорная и она не такая, как в прошлые годы. Пока мы продолжаем гордиться своим низким уровнем госдолга и тем, что все наши заимствования это исключительно бюджетные кредиты, другие регионы (даже Москва!) продолжают или возобновляют практику иных форм заимствований и благодаря этому решают насущные проблемы своих территорий и их жителей. Сегодня, как мне кажется сложилась такая ситуация, когда Алтайский край, пускай и на время, должен отказаться от традиционной практики и начать более активно привлекать заемные средства – в противном случае те проблемы, которые здесь и сейчас стоят перед нашим регионом лишь усугубятся! К тому же, на наш взгляд, именно сейчас сложилась для этого довольно удачная конъюнктура Ключевая ставка ЦБ РФ существенно ниже, чем даже еще год назад, а значит заемные средства стали дешевле. Кроме того, край может выпустить облигации или иные ценные бумаги, чего мы не исключали и в прошлые годы, но не делали с 1998 года – считаем, что сейчас момент настал и они будут востребованы. В последние месяцы мы предлагали рассмотреть эти и другие варианты, но увы – до настоящего времени вопрос не решен.
А увеличить доходную часть бюджета нам надо обязательно, поскольку от этого зависит и наполнение расходной части, к которой у нас также есть серьезные претензии. В предлагаемом к первому чтению проекту закона она составляет 112,4 млрд. руб., что, с одной стороны, на 5 млрд. руб. больше, чем было запланировано в бюджете на 2020 год при его принятии в 1 чтении, но, с другой стороны, аж на 23,5 млрд. руб. меньше, чем в нынешнем варианте бюджета на 2020 год, который мы утвердили сегодня! Причем практически все эти деньги уже потрачены, а ситуация в крае по-прежнему тяжелая. Поэтому СР абсолютно уверена, что в бюджете на 2021 год нам необходимо увеличить как доходную, так и расходную его части.
Предложения СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ
Что мы предлагаем применительно к расходной части бюджета? Во-первых, увеличить объем средств, направляемых в краевую систему здравоохранения. Эти средства необходимо потратить на более существенное, чем запланировано разработчиками бюджета, повышение зарплат и доплат работникам здравоохранения; повышение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, а именно закуп медицинского оборудования, в том числе КТ и оборудования для проведения тестов на коронавирус; увеличение объема средств на обеспечение лекарствами льготных категорий граждан, более активное строительство и реконструкцию медицинских учреждений, в том числе увеличение их доли в КАИП.
Второй момент – в бюджете нужно более внимательно отнестись к вопросам, связанным с поддержкой предпринимателей. В частности, сделать то, о чем СР уже говорила необходимо продлить налоговые каникулы для новых ИП, расширить виды деятельности, подпадающие под патент, снизить стоимость патента. Мы будем настаивать на учете этих моментов при рассмотрении бюджета во втором чтении.
Но я полагаю, этого мало. В бюджете нужно учесть предложение предпринимателей о снижении налога на упрощенную систему налогообложения. Это, в условиях отмены ЕНВД, ситуации с карантином и снижения покупательской способности, действительно может помочь большинству представителей малого и среднего бизнеса.
Ну и третий момент – увеличение адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Необходима индексация выплат ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным. Причём повышение их не на уровень инфляции, как предложила "Единая Россия" – в условиях, когда эти выплаты не индексировались уже несколько лет, это выглядит не более чем подачкой. Индексация должна быть, как минимум, процентов на 10-15. Для того, чтобы граждане действительно почувствовали, что мы думаем о них и поддерживаем их. Необходима также индексация зарплат рядовым государственным и муниципальным служащим. Они тоже оказались на передовой борьбы с коронавирусом, работают сейчас в сложнейших условиях, но не получат индексации своих зарплат вообще это совершенно неправильно.
Также мы предлагаем запланировать в бюджете средства на денежные выплаты "детям войны", а также семьям с детьми в возрасте от 16 до 18 лет, которые незаслуженно остались без федеральных выплат. Считаем, что у нас еще есть время изыскать средства и зарезервировать их для этих целей, пускай, уже и в следующем году.
Пока же у нашей фракции к бюджету на 2021 год есть вопросы, на которые получены не все ответы. Тем не менее фракция считает, что в нынешних объективно непростых для края условиях нам всем нужно объединиться и поддержать проект закона о краевом бюджете в первом чтении. При этом наша фракция традиционно рассчитывает на конструктивный диалог с разработчиками бюджета и существенную его корректировку (в том числе с учетом наших предложений) ко второму чтению.