Краевой бюджет-2021 неидеален. Александр Молотов о принятии главного финансового документа региона во втором чтении
27 ноября 2020
На сегодняшней сессии АКЗС депутаты большинством голосов приняли во втором чтении законопроект о региональном бюджете на 2021 и плановый период 2022-2023 годов. Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" обосновал руководитель фракции Александр Молотов:
При принятии решения о голосовании по проекту закона о краевом бюджете на 2021 год во втором чтении фракция СР традиционно руководствовалась четырьмя важными моментами, позволяющими подойти к этому вопросу объективно.
1. Увеличение основных параметров краевого бюджета на 2021 год по отношению к запланированным параметрам бюджета на текущий год. В первоначальной редакции закона о краевом бюджете на 2020 год доходы бюджета предполагались в размере 112,4 млрд. руб. (да, окончательная его редакция, которая была принята нами на октябрьской сессии, увеличила доходы бюджета до 129,1 млрд. руб., но надо понимать, что такое существенное увеличение непоказательно и связано исключительно с беспрецедентной по объему федеральной помощью, поступившей в течении года в связи с необходимостью преодоления последствий пандемии коронавирусной инфекции). Первоначальные расходы краевого бюджета на 2020 год предполагались в размере 118,0 млрд. руб. (в редакции, принятой в октябре текущего года они составили 135,9 млрд. руб., что опять же вызвано необходимостью борьбы с пандемией коронавирусной инфекции и средствами, поступившими к нам для этого из федерального центра). Представленный же нам сегодня ко второму чтению проект закона о краевом бюджете на 2021 год предполагает рост его доходов до 123,8 млрд. руб., расходов до 129,7 млрд. руб. (то есть рост к первоначальному проекту закона о краевом бюджете на 2020 год по доходам составил 11,4 млрд. руб., а по расходам – 11,7 млрд. руб.). При этом обращает на себя внимание, что в краевом бюджете на 2021 год по сравнению с бюджетом 2020 года значительно подрастет не только объем безвозмездных поступлений, которые составят 64,4 млрд. рублей, но и собственные налоговые и неналоговые доходы края они запланированы в объеме 59,3 млрд. руб.
2. Увеличение основных параметров краевого бюджета на 2021 год, произошедшее между первым и вторым чтением закона о краевом бюджете. Как мы и предполагали, доходы краевого бюджета на 2021 год существенно увеличились по сравнению с первым чтением на 17,2 млрд. руб. до, как я уже говорил, 123,8 млрд. руб. Из них безвозмездные поступления вырастут на 16,1 млрд. руб., собственные налоговые и неналоговые доходы вырастут практически на 1,1 млрд. руб. Расходы краевого бюджета на 2021 год ко второму чтению также будут серьёзно увеличены по сравнению с первым чтением на 17,3 млрд. руб. и составят 129,7 млрд. руб. Таким образом рост доходов и расходов краевого бюджета на 2021 год ко второму чтению является беспрецедентным (на моей памяти такое происходит впервые – ранее он вырастал максимум на суммы порядка 10 млрд. руб.), что опять же во многом связано с системной работой разработчиков и лоббистов краевого бюджета, а также той позитивной оценкой, которую в очередной раз дало бюджетно-финансовой политике нашего региона руководство страны.
3. Социальная направленность краевого бюджета. Доля социальных расходов в бюджете на 2021 год не опустится по сравнению с годом текущим и составит 74 % от суммарных его расходов это один из самых высоких показателей среди всех регионов страны.
4. Учет при доработке проекта закона о краевом бюджете на 2021 год ко второму чтению предложений фракции СР по корректировке его доходной и расходной частей. Здесь сложнее всего. Да, разработчики бюджета удовлетворили отдельные предложении фракции, но при этом в ряде случаев сделали это не в полной мере. В частности:
на 107 млн. руб. увеличен объём предполагаемых государственных внутренних заимствований;
по сравнению с первым чтением на 1 млрд. руб. увеличен объём средств, направляемых на приобретение медоборудования;
на 100 млн. руб. увеличен объём средств на централизованный закуп медикаментов;
на 300 млн. руб. увеличен общий объём дотации на сбалансированность местных бюджетов;
на 50 млн. руб. увеличен объём субсидии на реализацию проектов развития (создания) общественной инфраструктуры, основанный на местных инициативах;
на 98 млн. руб. увеличен объём расходов на реализацию регионального проекта "Формирование комфортной городской среды".
В результате, в итоговом варианте краевого бюджета нашли отражение наши поправки на общую сумму более чем 1,6 млрд. руб. В то же время разработчики бюджета отказали нам в направлении 1 млрд. руб. дополнительно на повышение сверх изначально запланированного зарплат медработникам, не поддержали наше предложение о снижении для предпринимателей налога, взимаемого в связи с применением УСН, отказались проиндексировать соцвыплаты ветеранам труда, труженикам тыла и репрессированным на 10 процентов (точнее предлагают их проиндексировать, но всего на 4 процента и то только с 01.07.2021 года!), не согласились с предложением увеличить на 100 млн. руб. объем средств на приобретение жилья для детей-сирот, вообще не повысили зарплату рядовым госслужащим. Между тем, для нас и наших избирателей это очень значимые и болезненные вопросы, поэтому мы продолжим настаивать на реализации этих предложений уже в следующем году.
Таким образом, сказать, что краевой бюджет на 2021 год идеален, мы, к сожалению, не можем. Между тем, полагаем, что у края в вопросах его формирования и исполнения есть еще неиспользованные резервы. Сюда можно отнести более активное обращение к госзаимствованиям, повышение эффективности расходования бюджетных средств, создание действенной системы контроля за этим, а также ряд других инструментов, о которых мы много раз уже говорили. Но СР – хоть и безусловно оппозиция, но оппозиция конструктивная. В отличие от представителей ряда других партий, мы никогда не поступаем как та Баба Яга, которая "всегда против". Считаем, что в сегодняшних реалиях отрицательное голосование по бюджету никоим образом не улучшит его параметры, а самое главное никак не изменит тяжелое социально-экономическое положение жителей Алтайского края. А вот конструктивное сотрудничество с разработчиками бюджета, последовательное формулирование и озвучивание своих предложений по его совершенствованию, отстаивание своих социальных поправок и включение их в бюджет (чем, собственно говоря, и занимается СР уже на протяжении многих лет) это именно то, чего ждут сейчас от нас наши избиратели, то, что сделает их жизнь хоть немного, но лучше. Подводя итог. Известный финансист Морис Станс говорил, что разработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований. Глядя на краевой бюджет 2021 года, нам кажется, что в условиях весьма ограниченных и скудных возможностей его разработчики достигли значительных высот в этом деле. Поэтому, исходя из озвученных мною тезисов и аргументов, фракция СР приняла консолидированное решение поддержать проект закона о краевом бюджете на 2021 год во втором чтении.