Александр Молотов: Кредит доверия социалистов в отношении Губернатора и его политики не исчерпан
Фото пресс-службы АКЗС
29 апреля 2022
Сегодня (29 апреля) депутаты АКЗС заслушали отчет губернатора Алтайского края о работе органов исполнительной власти в 2021 году. Большинством голосов депутатский корпус поддержал итоговый документ. Как отметил в своем выступлении руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Александр Молотов, губернатор "не стремится лакировать действительность и не боится тех задач, которые перед ним ставятся".
Выступление руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-За правду" Александра Молотова:
О плюсах
Сегодняшний отчет мы заслушиваем в беспрецедентное для нашей страны и края время. Двухлетняя пандемия коронавирусной инфекции вкупе с жесточайшими санкциями, которые "цивилизованные" страны наложили не столько даже на Россию, сколько на всех наших сограждан, "обнулили" многое и естественно, что сейчас даже отчет Губернатора за 2021 год, мы рассматриваем через призму событий года уже нынешнего. При этом оценивая деятельность Правительства за прошлый год, следует, в очередной раз, отметить уже традиционные для последних лет плюсы – доходы и расходы краевого бюджета выросли, объем инвестиций в экономику увеличился. Принятые Правительством края меры по стимулированию хозяйственной деятельности способствовали поступательному восстановлению экономики края и занятости населения до уровня допандемийного 2019 года. В 2021 году индекс промпроизводства составил 101,7 процента. Объем строительных работ вырос к уровню 2020 года на 6,6 процента. По данным статистики темп роста номинальной зарплаты в 2021 году составил 109,3 %, реальная зарплата составила 101,3 %.
Для нашей фракции социалистов важно, что на финансирование отраслей социальной сферы из краевого бюджета было направлено 117,4 миллиарда рублей или 71 процент в объеме расходов, что на 9 процентов больше, чем в 2020 году. При этом беспрецедентный для края объем средств в рамках КАИП и различных федеральных программ и проектов был направлен на строительство, ремонт и реконструкцию учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта и в этом году данная тенденция продолжается. Практически решена проблема обеспечения местами в детских садах всех нуждающихся в них детей (в том числе в возрасте от 1,5 до 3 лет). Отрадно, что благодаря введению сертификатов начала сдвигаться с мертвой точки и проблема обеспечения жильем детей-сирот.
Особо хотелось бы отметить, что наметившаяся с приходом Виктора Петровича "политическая оттепель" в крае продолжилась и расширилась. Так, в прошлом году по инициативе фракции СР-ЗП АКЗС в первом чтении был принят закон о предоставлении компенсации вместо земельных участков для многодетных семей (я очень надеюсь, что в ближайшее время мы его примем в окончательной редакции). Краевой парламент поддержал нашу инициативу о пролонгации срока бесплатного предоставления в собственность земельных участков для узаконения самовольных жилых домов, на этих участках расположенных, о чем нас очень просили жители края. Очень хочется верить, что на сегодняшней сессии депутаты поддержат законопроект о наделении районов и городов правом самим определять оптимальный для них способ избрания своих глав – с данной инициативой наша фракция выходила неоднократно, но каждый раз наталкивалась на неприятие ее парламентским большинством (сегодня, надеюсь, эта эпопея, наконец, закончится и закончится хорошо).
О минусах
Что касается минусов. Понятно, что нужно делать скидку на то, что в 2021 году пандемия коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры продолжались, но факт остается фактом – население в крае в прошлом году продолжило сокращаться, люди и бизнес (особенно малый и средний) по ощущениям лучше жить не стали, система здравоохранения продолжила давать существенные сбои, цены росли и продолжают расти, проблема неэффективного расходования бюджетных средств не разрешилась, коррупция никуда не делась, оптимизация на селе продолжилась.
Понятно, что в сегодняшних условиях ограниченности ресурсов и отсутствия (в силу известных причин) долгого горизонта планирования сложно делать какие-либо долгосрочные прогнозы и давать Губернатору и Правительству какие-либо советы, но на ряд моментов мы все же хотели бы обратить внимание.
О предложениях
В нынешних условиях органы власти должны консолидировать все усилия и искать внутренние резервы. В частности, необходимо решить ряд системных проблем, которые не в 2021 году возникли, но которые в нем так и не были решены.
Первое. Не всегда эффективное, на наш взгляд, расходование бюджетных средств и отсутствие эффективного контроля за ним на разных уровнях власти. Образно говоря – у нас по-прежнему правят Минфин и финкомитеты, основная задача которых сэкономить финансы, а не Минэко и комитеты экономического развития, задача которых развивать экономику. От этого наше развитие по многим направлениям идет экстенсивно, преимущественно путем формального увеличения объема средств, вкладываемых в ту или иную сферу народного хозяйства, вместо активного внедрения в них новых эффективных форм и методов поддержки и развития, а также совершенствования критериев оценки эффективности освоения бюджетных средств.
Вторая проблема – это по-прежнему, отсутствие внятной кадровой политики в регионе. В крае и его муниципалитетах все так же не хватает образованных, квалифицированных, компетентных, честных руководителей и исполнителей! Продолжается кадровая чехарда на краевом и муниципальном уровнях власти. По сути, внятный, а не для галочки кадровый резерв на высвобождающиеся государственные и муниципальные должности отсутствует, производимые назначения вызывают вопросы, на которые мы, депутаты, не всегда получаем ответы, что порождает непонимание и напряжение. Мы уже говорили, что решить последнюю проблему могло бы наделение АКЗС правом по представлению Губернатора утверждать кандидатуры ВСЕХ членов краевого Правительства, а также правом выражать им недоверие. А то складывается парадоксальная ситуация – мы, депутаты, начальников ДРСУ, руководителей предприятий, находящихся в краевой собственности, согласовываем, а чиновников, отвечающих за госуправление в данных отраслях в целом – нет, и это, конечно, нелогично и неправильно.
Третье. Мы понимаем, что в сегодняшних условиях вводить новые меры поддержки на краевом уровне сложно. но тем не менее фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" настаивала и продолжает настаивать на установлении материальных выплат "детям войны" (мы считаем, что они своим трудом и своей жизнью это заслужили); предлагаем ввести льготы по транспортному налогу для ветеранов боевых действия, включая участников специальной военной операции – уверен, своим ратным подвигом они это заслужили. Мы должны продолжать индексировать те социальные выплаты и зарплаты, которые в крае есть. понятно, что сделать это сложно, инфляция только за первый квартал этого согда составила 10%, но это наша ответственность и наша миссия.
Особое внимание необходимо акцентировать на точечном решении застарелых проблем, вызывающих особое раздражение жителей края или отдельных слоев населения (они могут быть и не так многочисленны, но активны и за ними будущее нашего региона и нашей страны). К примеру:
1) низкие зарплаты молодых специалистов в образовании, здравоохранении, культуре, спорте, на гос и муниципальной службе. У нас в крае в этих отраслях они и в целом невысоки, но максимум, на что, как правило, могут рассчитывать молодые специалисты – это МРОТ. В связи с этим необходимо продолжить работу по совершенствованию структуры зарплаты работников бюджетной сферы путем увеличения ее фиксированной части, а также ее общему ее повышению. Кроме того при поддержке краевой власти следует распространить практику выплаты подъемных молодым специалистам, начинающих работать в указанных сферах, на все сельские муниципалитеты края;
2) низкие стипендии в краевых ССУЗах (их норматив не изменялся с 2014 года, и с районным коэффициентом составляет 560 руб. для академической, и 840 руб. для социальной стипендии, но мы уверены, что у нас есть реальная возможность в этом году ситуацию изменить, во всяком случае студенты СПО этого давно ждут и просят – так в поддержку данной меры молодежь СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ недавно собрала и направила Губернатору и председателю АКЗС несколько сотен подписей самих студентов ССУЗов);
3) недостаточное финансирование из краевого бюджета науки и ученых (в том числе молодых). Так, в 2022 году в крае на науку (включая субсидию на наукоград) предполагается потратить порядка 100,0 млн. руб. (для сравнения – в НСО эта сумма составит 364,3 млн руб.). В результате, наши лучшие умы уезжают за рубеж и в другие регионы, где финансирование науки выше, и эту ситуацию нужно срочно менять;
4) удручающее состояния наших загородных оздоровительных лагерей. Я уже говорил, что мы огромные деньги вкладываем в ремонт учреждений, где наши дети учатся (в 2021 году на эти цели было выделено 3,7 млрд. руб., из них из ФБ – 1,2 млрд. руб.), в то время как на ремонт учреждений, где наши дети отдыхают, уже который год из краевого бюджета выделяется всего по 25 млн. рублей).
Так вот, для того, чтобы начать решать эти и ряд других проблем огромные деньги не нужны – нужны политическая воля и желание, и мы уверены, что у краевых властей они есть.
В заключение
В силу этого наш кредит доверия в отношения Губернатора и его политики не исчерпан. Отрадно, что Виктор Петрович не стремится лакировать действительность и не боится тех задач, которые перед ним ставятся (в том числе депутатским корпусом – во всяком случае все основные предложения нашей фракции были включены в окончательную редакцию постановления АКЗС об отчете Губернатора). СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ считает, что в нынешних политических и экономических условиях мы все должны не думать о конъюнктурных политических амбициях, а сплотиться и объединиться ради достижения нашей общей цели – обеспечения процветания нашего края и его жителей! Поэтому фракция СР-ЗП приняла решение, в целом, одобрить деятельность Правительства Алтайского края в 2021 году, и проголосовать "за" постановление АКЗС об отчете Губернатора!