Александр Терентьев: Маркетплейсы должны торговать по общим правилам, а не выдумывать свои
13 июля 2023
Жалобы на платный возврат товаров, которые не подошли клиенту или пришли с браком, приобретенных на маркетплейсах, растет в геометрической прогрессии. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ решила вступиться за покупателей, попавших в сети электронных коммерсантов. За услугу, которую продавец должен предоставлять по умолчанию не должны взиматься никакие средства. Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в Госдуме разработали поправки в закон "О защите прав потребителей", в которых предлагают снять с покупателей все расходы за возврат товаров, приобретённых в интернет-магазинах.
"Вопрос, действительно, проблемный, – комментирует партийную инициативу депутат Госдумы, лидер алтайских социалистов Александр Терентьев. – Интернет-торговля развивается стремительно. Это удобно, существенно экономит время, которого всегда катастрофически не хватает, но переходить рамки и строить бизнес на ошибках людей – это уже перебор. И если закон сегодня не может урегулировать эти товарно-денежные киберотношения, и допускает нарушение прав покупателей, значит мы, как законодатели должны его поправить. Маркетплейсы должны торговать по общим правилам, а не выдумывать свои".
По закону "О защите прав потребителей" при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить уплаченную денежную сумму. Норма есть, но она работает только для стационарной торговли. В маркетплейсах все обстоит иначе, и чаще всего ситуация складывается не в пользу покупателей.
"Дело в том, что правила возврата средств в интернет-магазинах регулируются договором-офертой, с которым покупатели вынуждены соглашаться во время приобретения товара. Готовят эти документы юристы торговых компаний. В подавляющем большинстве случаев в них учитываются интересы продавцов и игнорируются интересы покупателей, – объясняет лидер партии СР-ЗП Сергей Миронов. – Получается так, что за возврат товара, обработку сопроводительных документов, транспортировку бракованного или неподошедшего товара на склад и возврат денег платит покупатель. Некоторые интернет-магазины умудряются на этом ещё и заработать. Они накидывают сверху несколько процентов на сумму возврата, и за счёт этого у продавцов образовывается отдельная и довольно весомая статья дохода".
Недобросовестное поведение продавца налицо и партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ предлагает исправить эту ошибку – внести поправки в закон "О защите прав потребителей" и возложить на продавцов все расходы по возврату товаров
"Одним словом, действующие правила регулирования дистанционной торговли допускают. Эти правила ставят интернет-магазины в более выгодное положение по сравнению с покупателями, которые в силу специфики интернет-торговли не могут получить всю необходимую информацию о товаре", – отметил он. Социалисты уверены, что и для развития рынка электронной коммерции – это будет большим плюсом. Ведь покупатель должен доверять продавцу. А если последний пытается переложить любые издержки бизнеса на клиента, штрафовать, брать плату за услуги, которые итак должны предоставляться, то доверия к такому интернет-магазину улетучится. Еще и подорвется доверие к государству, которое не смогло защитить права своих граждан.
"Нужно как можно скорее исключить всякую неопределенность и двусмысленность в законе, – уверен Александр Терентьев.