СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Алтайский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Есть вопросы и сомнения. Александр Молотов о проекте краевого бюджета на 2024 год, принятом в первом чтении

26 октября 2023

Главный вопрос повестки октябрьской сессии АКЗС – первое чтение проекта краевого бюджета на 2024 год и плановый период. Большинством голосов депутаты поддержали документ. Социалисты также проголосовали "за", но указали на ряд моментов, которые они надеются вместе с краевыми властями и профильными комитетами доработать ко второму чтению.

Выступление руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-За правду" в АКЗС Александра Молотова на сессии

:

- Основные требования фракции "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" к бюджету сводятся к тому, насколько даже в сегодняшних нелегких политических и экономических условиях он обеспечивает достижение поставленных Президентом целей экономического роста, повышения благосостояния наших сограждан (особенно социально незащищенных категорий), а также успешного завершения СВО.

Как известно, при первом чтении закона о краевом бюджете мы рассматриваем три основные цифры – общий объем бюджетных доходов, расходов и дефицит краевого бюджета. Доходная часть бюджета на 2024 год планируется в размере 143,1 млрд рублей, что на 3,3 млрд. руб. больше, чем было запланировано в бюджете на 2023 год в первом чтении. Понятно, что хотелось бы большего роста, но обращает на себя внимание, что указанный рост обусловлен и так уже беспрецедентным повышением прогнозируемых собственных доходов краевого бюджета (в первую очередь, налоговых) – с запланированных на текущий год в первом чтении 77,3 млрд. руб. до 88,7 млрд. руб. (то есть на 15 % год к году), что говорит о достаточно хорошем самочувствии экономики нашего региона, во многом обусловленном действиями краевых властей по ее поддержке. В то же время, не может не смущать предполагаемое разработчиками бюджета падение безвозмездных поступлений в него – с 62,4 млрд. руб. в 2023 до 54,3 млрд. руб. в 2024 году (всего лишь 87 % от уровня текущего года). Тенденция нехорошая – мы повышаем собственные доходы, а Федерация примерно на столько же сокращает объем безвозмездных поступлений в краевой бюджет (это в определенной степени демотивирует). Остается надеяться, что лоббистские способности наших краевых властей позволят добиться существенного прироста этой цифры ко второму чтению закона о бюджете и в течение самого года.

Поэтому вопросы к доходной части бюджета у нас есть. В том числе по корректности и адекватности используемых официальных статистических данных и прогноза социально-экономического развития края, на которых бюджет базируется. В частности, разработчики бюджета полагают, что инфляция в 2024 году составит в крае 4,5 процента, Напомню, что прогноз инфляции по текущему году недавно был повышен Министерством экономразвития до 7,5 % (а по ощущениям людей она и того выше) и каких-либо весомых причин считать, что в следующем году она снизится почти в два раза у нас нет. Наша фракция с учетом текущей ситуации и инфляционных ожиданий сомневается в реалистичности этой цифры, а значит и в прогнозе объема ВРП на 2024 год и полагает, что он (а значит и общий объем прогнозируемой доходной части бюджета) подлежит ко второму чтению корректировке в сторону увеличения.

Расходная часть бюджета. В предлагаемом к первому чтению проекте закона она составляет 158,0 млрд. руб., что, с одной стороны, почти на 5 млрд. руб. больше, чем было запланировано в бюджете на 2023 год при его принятии в прошлом году в первом чтении, но, с другой стороны, почти на 20 млрд. руб. меньше, чем в принятой на сентябрьской сессии АКЗС окончательной редакции закона о краевом бюджете на текущий год (177,8 млрд. руб.). Это очень существенный разрыв, и мы надеемся, что к рассмотрению проекта закона о краевом бюджете ко второму чтении он хотя бы частично будет сокращен за счет пересмотренных планов по повышению доходной (и как следствие, расходной) части нашего бюджета.

А сделать это необходимо, поскольку прогнозируемые расходы краевого бюджета, на наш взгляд, не позволяют решить ряд важных целей и задач. В первую очередь, по борьбе с бедностью (в том числе бедностью работающих граждан) – настоящим бичом Алтайского края. Судите сами – разработчики бюджета предусматривают индексацию зарплаты бюджетников "указных" категорий с 1 января 2024 года на 9,8 %, "неуказных" – на 4,5 % и то с 1 октября 2024 года. Первая цифра – плюс-минус на уровне прогнозной инфляции по этому году, вторая – существенно ниже ее (к тому же зарплата бюджетников неуказных категорий и в этом году была проиндексирована всего лишь на 5,5 процентов, то есть даже меньше уровня прогнозной инфляции по этому году. Напомню, он составит 7,5%). Это означает, что если планы по индексации зарплат бюджетников ко второму чтению не будут пересмотрены в большую сторону, жить многие из них в следующем году станут не лучше, а хуже. Подобные планы, вкупе с повышением с 1 января 2024 года МРОТ на 18,5%, могут привести к нарушению принципа справедливости при формировании зарплат квалифицированных и неквалифицированных работников и, как следствие, к росту в крае социальной напряженности.

Не устраивают "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ – ЗА ПРАВДУ" и планы по индексации на те же 4,5 % социальных выплат, установленных в твердой сумме (ЕДВ нашим ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным, педработникам и специалистам, проживающим в сельской местности – всего порядка 270 тысяч наших земляков их получают). Напомню, что с 1 января этого года ЕДВ данным категориям граждан была увеличена на 11,9 %, и мы рассчитываем хотя бы на сохранение таких же темпов ее индексации на следующий год.

Есть у фракции отдельные вопросы и по финансированию расходной части разделов бюджета "Национальная экономика", "Спорт", "Молодежная политика" (в части увеличения поддержки наших муниципалитетов, промышленных предприятий, повышения стипендий студентам, обучающимся в ССУЗах, помощи нашим волонтерам, спортивным организациям и др.) – часть из них мы уже озвучили разработчикам бюджета, часть еще планируем озвучить. Здесь, кстати, есть еще один важный нюанс – практика показывает, что мало запланировать расходы, надо еще их осуществить. К примеру, расходная часть краевого бюджета на 2022 год в последней его редакции была сформирована в объеме 180,5 млрд. руб., а исполнена в объеме 171,5 млрд. руб., т.е. на целых 9 млрд. руб. меньше. Поэтому столь важно контролировать расходы бюджета и обеспечивать их эффективность, на чем всегда настаивает наша фракция. Здесь же уместно высказать наши соображения по дефициту краевого бюджета на 2024 год – он предполагается предельно возможным (14,9 млрд. руб.), и мы надеемся, что покрываться он будет не за счет неиспользованных по году остатков на счетах (как преимущественно сейчас происходит – это опять же к вопросу об эффективности бюджетных трат и нашего резерва), а за счет увеличения в течение года доходной части бюджета и недорогих бюджетных кредитов.

При этом мы уверены, что все эти вопросы могут и должны стать предметом обсуждения ко второму чтению закона о краевом бюджете. В связи с этим, принимая решение консолидировано поддержать предложенный законопроект в первом чтении, фракция СРЗП одновременно выражает надежду на конструктивное сотрудничество с краевым правительством и профильными комитетами, и учет наших замечаний и поправок при доработке законопроекта перед принятием его в окончательной редакции на ноябрьской сессии.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Алтайском крае

© 2006-2024