Консолидированное решение. Александр Молотов объяснил, почему депутаты-социалисты поддержали проект краевого бюджета на 2025 год и плановый период во втором чтении
28 ноября 2024
Большинством голосов депутатов АКЗС на ноябрьской сессии рассмотрели проект бюджета Алтайского края на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" поддержала главный финансовый документ региона. Отметим, что многие поправки депутатов-социалистов были поддержаны разработчиками бюджета.
Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в АКЗС Александр Молотов:
При принятии решения о голосовании по проекту закона о краевом бюджете во втором чтении фракция СР-ЗП традиционно исходит из ответа на три важных вопроса.
1 вопрос – увеличились ли основные параметры краевого бюджета на предстоящий год по отношению к бюджету предыдущего года? Представленный нам сегодня проект закона о краевом бюджете на 2025 год предполагает доходы краевого бюджета в размере 180,2 млрд. руб., расходы – в размере 192,3 млрд. руб. (то есть мы видим рост доходов и расходов не только в сравнении с первоначальным проектом закона о краевом бюджете на 2024 год, принятым нами год назад, но и применительно к окончательной его редакции, принятой нами на октябрьской сессии (164,9 млрд. руб. – доходы, 189,0 млрд. руб. – расходы), что бывает редко и что мы, естественно, оцениваем позитивно).
2 вопрос – какие изменения претерпел проект закона о краевом бюджете на предстоящий год между первым и вторым его чтениями? Ответ применительно к бюджету на 2025 год тот же – позитивные. Рост доходов краевого бюджета между первым и вторым чтением составил 12,8 млрд. руб. (причем выросли прогнозные цифры как по безвозмездным поступлениям, так и по собственным доходам бюджета). Расходы же бюджета (по сравнению с первым чтением) выросли на 12,9 млрд. руб., что тоже весьма существенно.
3 вопрос – были ли учтены при доработке проекта закона о краевом бюджете ко второму чтению предложения фракции СР-ЗП? Разработчиками бюджета на 2025 г. в полной мере или частично был учтен ряд важных наших поправок. В частности, по сравнению с 1-м чтением:
- на реализацию проекта "Формирование комфортной городской среды" дополнительно было предусмотрено 599,0 млн. руб. – за счет средств федерального и краевого бюджетов на реализацию мероприятий федерального проекта и 200,0 млн. руб. – за счет средств краевого бюджета на благоустройство общественно значимых территорий;
- общий объем дотации на сбалансированность бюджетов муниципальных районов и городских округов был увеличен на 500,0 млн. руб.;
- предусмотрено увеличение на 363,0 млн. руб. объема средств на приобретение лекарственных препаратов для льготных категорий граждан;
- на реализацию мероприятий по обеспечению стабильного водоснабжения населения дополнительно предусмотрено 150 млн. руб.;
- увеличен на 100,0 млн. руб. объем субсидии на реализацию проектов развития (создания) общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (ППМИ);
- на организацию и проведение спортивных мероприятий дополнительно предусмотрено 50,0 млн. руб., также был учтен и ряд других предложений.
Таким образом, по направлениям, предложенным фракцией СР-ЗП, ко второму чтению дополнительно выделены или распределены почти 2,0 млрд. руб., что является беспрецедентным показателем, свидетельствующим о том, что разработчики бюджета солидарны с нашей фракцией (а значит и с нашими избирателями) по многим направлениям.
С другой стороны, не был поддержан ряд принципиальных для нас, как социалистов, поправок. В частности, предложение, предполагавшее бОльшую индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, относящимся к "неуказным" категориям (проектом закона о краевом бюджете на 2025 год запланировано повышение их фонда отплаты труда на 4,5 %, фракция же просила увеличить его на 13,2 % – как работникам "указных" категорий). Также не поддержали разработчики бюджета наше предложение об индексации ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), установленных в твердой сумме (ветеранам труда, труженикам тыла и репрессированным), на 13,2 % (запланировано их повышение всего на 4,5 %). Как я уже говорил ранее, подобные планы означают то, что указанные категории граждан (учитывая нынешний уровень инфляции) жить в следующем году станут хуже, чем сейчас, а никак не лучше. Несогласие разработчиков бюджета с нашими предложениями, вкупе с повышением с 1 января 2024 года МРОТ на 16,6 %, могут, среди прочего, привести к нарушению принципа справедливости при формировании зарплат квалифицированных и неквалицифированных работников и, как следствие, к росту в крае социальной напряженности. Поэтому мы очень рассчитываем, что с учетом бюджетной ситуации мы вернемся к вопросу корректировки зарплат работников бюджетной сферы и ЕДВ, указанных мной категорий граждан, уже в начале следующего года.
При принятии решения о нашей позиции по закону о краевом бюджете мы также руководствовались следующими соображениями. Во-первых, как партия, чей идеологией является "патриотический социализм", мы исходили из того, что главной и общей нашей задачей сегодня является скорейшее успешное завершение Специальной военной операции, а это предполагает максимальную консолидацию всего российского общества, в том числе при принятии важнейших политических и экономических решений. Во-вторых, мы объективно понимаем, что в сложнейшей текущей экономической ситуации, связанной с беспрецедентным санкционным давлением на российскую экономику, а также волюнтаристской либеральной денежно-кредитной политикой Банка России, сверстать бюджет региона намного лучше, чем это сделали разработчики краевого бюджета, вряд ли у кого бы еще получилось (ведь если мы посмотрим бюджеты некоторых других регионов на следующий год, то они, в отличие от нашего, не только не выросли в своих параметрах, но и наоборот сокращаются). В-третьих, мы всегда подходим к вопросу бюджета конструктивно, руководствуясь, в первую очередь, интересами своих избирателей. Нам тоже не все нравится в бюджете, и мы тоже, как некоторые наши коллеги, могли бы заняться шантажом разработчиков бюджета и сказать, что если они не поддержат, к примеру, нашу поправку о повышении зарплат неуказным категориям бюджетников, то мы вообще не будем голосовать за бюджет. Однако мы отдаем себе отчет, что при сегодняшнем политическом раскладе это бы означало полный отказ от диалога с разработчиками бюджета, а значит скорее всего и непринятие ими всех остальных наших поправок, за каждой из которых стоят многие тысячи наших избирателей. Как ответственная политическая сила, мы никогда так не поступим, потому что самое ценное, что у нас есть – это наши избиратели и их доверие, которое мы должны оправдать не громкими политическими заявлениями, а конкретным ощутимым результатом.
Поэтому, исходя из озвученных мною позиций и аргументов, фракция СР-ЗП приняла консолидированное решение проголосовать за проект закона о краевом бюджете на 2025 год и плановый период во втором чтении.