Не без замечаний. Депутаты-социалисты АКЗС поддержали краевой проект бюджета на 2026 год и плановый период в первом чтении, но указали на ряд проблем
30 октября 2025
Большинством голосов депутатов АКЗС в первом чтении принят проект краевого бюджета на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – За правду" поддержала предложенный законопроект, но обратила внимание на вопросы, которые необходимо проработать.
Выступление руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – За правду" в АКЗС Александра Молотова:
- Основные требования фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – За правду" к краевому бюджету сводятся к тому, насколько – даже в сегодняшних нелегких политических и экономических условиях – он обеспечивает достижение поставленных Президентом целей экономического роста, повышения благосостояния жителей края (особенно из социально незащищенных категорий), а также успешного завершения СВО.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ всегда конструктивно подходит к бюджетному процессу и формированию бюджета, руководствуясь при этом не популистскими соображениями политической целесообразности, а цифрами и фактами. Как известно, наша фракция в Госдуме воздержалась при принятии в первом чтении проекта федерального бюджета на 2026 год и примет окончательное решение с учетом поддержки разработчиками бюджета предложений фракции ко второму чтению. Напомню, что мы – единственная политическая сила в стране, которая не только критикует бюджет, но и готовит его альтернативный вариант, который в этом году в доходной части превышает официальный почти на 13 трлн. руб., а в расходной на 9,1 трлн. руб. Это позволило бы существенно увеличить расходы на медицину, образование, культуру, пенсионное обеспечение, решить ряд иных важных социальных проблем.
В случае же с краевым бюджетом ситуация принципиально иная, здесь концептуально изменить подходы к его формированию невозможно. Мы не популисты, прекрасно видим все, что происходит с экономикой в последнее время и понимаем, что рычагов для кардинального изменения ситуации у нас здесь, на уровне региона, не так много. Поэтому, в целом, мы разделяем позицию разработчиков краевого бюджета, которые предлагают сформировать его доходную часть в размере 199,1 млрд. руб., что на беспрецедентные 31,7 млрд. руб. больше, чем было запланировано в бюджете на 2025 год при его принятии в 1 чтении в прошлом году и на 2,6 млрд. руб. больше ожидаемого исполнения бюджета 2025.
Тем не менее, вопросы к доходной части бюджета у нас есть. Это, среди прочего, наши традиционные претензии к корректности и адекватности статистических данных и прогноза социально-экономического развития края, на которых базируется проект бюджета. В частности, его разработчики полагают, что инфляция в 2026 году составит в крае 4 процента, Между тем, прогноз инфляции по текущему году от Минэкономразвития и ЦБ составляет 6,5 – 7 %, (а если смотреть на рост стоимости продуктов и тарифы ЖКУ – это цифру нужно умножить, минимум, вдвое). Каких-либо весомых причин считать, что в следующем году инфляция существенно снизится, у нас нет. Поэтому наша фракция с учетом текущей ситуации и инфляционных ожиданий сомневается в реалистичности этой цифры, а ведь на нее разработчики бюджета ориентируются не только при формировании доходной части бюджета, но и, к примеру, в своих планах по индексации зарплат отдельным категориям бюджетников, а также ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей края, что представляется нам несправедливым.
Расходная часть бюджета. В предлагаемом к первому чтению проекте закона она составляет 213,0 млрд. руб., что, с одной стороны, на 33,6 млрд. руб. больше, чем было запланировано в бюджете на 2025 год при его принятии в прошлом году в первом чтении, но, с другой стороны, на 11 млрд. руб. меньше, чем в принятой на нынешней сессии АКЗС окончательной редакции закона о краевом бюджете на текущий год (224 млрд. руб.). Это очень существенный разрыв, и мы надеемся, что к рассмотрению проекта закона о краевом бюджете ко второму чтении он хотя бы частично будет сокращен за счет пересмотренных планов по повышению доходной и как следствие, расходной частей нашего бюджета, прежде всего за счет дополнительного распределения средств из Федерации.
А сделать это необходимо, поскольку прогнозируемые расходы краевого бюджета, на наш взгляд, не позволят нам решить ряд важных целей и задач. Да, социальные расходы бюджета на 2026 год составят 147,7 млрд. руб. (в процентном отношении это даже выше, чем в текущем году). Но даже эти цифры, по нашему мнению, не позволят нам победить бедность (в том числе бедность работающих граждан) – настоящим бич Алтайского края. Конечно, разработчики бюджета предусматривают индексацию зарплаты бюджетников "указных" категорий с 1 января 2025 года на 7,6 %, что само по себе уже неплохо, но при принятии краевого бюджета на 2025 год эта цифра составляла 13,2 % (а по итогам всего года будет еще больше). По "неуказным" же категориям работников предлагаемая разработчиками бюджета индексация должна составить лишь 4 % и то с 1 октября 2026 года (для сравнения – в текущем году эта цифра по факту составила 7,6 %). Это означает, что, если планы по индексации зарплат бюджетников "неуказных" категорий ко второму чтению не будут пересмотрены в большую сторону, жить они в следующем году станут хуже, чем сейчас, а никак не лучше. Подобные планы, вкупе с очередным повышением с 1 января 2025 года МРОТ на 20,7 %, могут привести к нарушению принципа справедливости при формировании зарплат квалифицированных и неквалицифированных работников (а с этой проблемой мы уже столкнулись в последние годы) и, как следствие, к росту в крае социальной напряженности.
Не устраивают фракцию СР-ЗП и планы по индексации на те же 4 % социальных выплат, установленных в твердой сумме (а это ЕДВ нашим ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным, педработникам и специалистам, проживающим в сельской местности – всего ее получают порядка 270 тысяч наших земляков). Напомню, что в текущем году ЕДВ проиндексировали на 9,8 % и нам, а главное, самим людям, хотелось бы, чтобы этот темп мы не снижали.
Есть у фракции и другие предложения к бюджету. В частности, мы предлагаем:
- увеличить поддержку наших муниципалитетов, причем не только через увеличение дотации на сбалансированность, но и посредством увеличения объема субсидии на реализацию проекта поддержки местных инициатив;
- повысить стипендию студентам, обучающимся в краевых организациях СПО;
- предусмотреть увеличение объема средств краевого бюджета, выделяемых на реализацию краевой адресной инвестиционной программы;
- увеличить финансирование по разделу "Физическая культура и спорт", в том числе на организацию и проведение спортивных мероприятий;
- предусмотреть субсидии перевозчикам в связи с осуществлением ими пассажирских перевозок по социально значимым убыточным муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок общественным транспортом.
Отрадно, что часть наших предложений уже нашла поддержку у разработчиков бюджета (например, о поддержке чернобыльцев), а по остальным они готовы продолжить консультации с фракцией. В связи с этим, фракция приняла решение консолидировано поддержать предложенный законопроект в первом чтении. Выражаем надежду на конструктивное сотрудничество с краевым правительством и профильными комитетами и учет наших замечаний и поправок при доработке законопроекта перед принятием его в окончательной редакции на ноябрьской сессии.