Мы за людей! Александр Молотов о втором чтении краевого бюджета на 2026 год и плановый период
27 ноября 2025
27 ноября депутаты АКЗС рассмотрели проекта бюджета Алтайского края на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов во втором чтении. Разработчики учли ряд поправок фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", однако некоторые принципиально важные предложение не вошли в изменённый финансовый документ. Депутаты-социалисты поддержали законопроект, но выразили надежду на корректировку принимаемого бюджета в следующем году.
Выступление руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в АКЗС Александра Молотова:
- При принятии решения о голосовании по проекту закона о краевом бюджете во втором чтении фракция СР традиционно исходит из ответа на четыре важных вопроса.
1 вопрос – увеличились ли основные параметры краевого бюджета на предстоящий год по отношению к бюджету предыдущего года? Представленный нам сегодня проект закона о краевом бюджете на 2026 год предполагает доходы в размере 204,8 млрд. руб., расходы – в размере 218,8 млрд. руб. Таким образом, мы видим рост доходов и расходов в сравнении с первоначальным проектом закона о краевом бюджете на 2025 год, принятым нами год назад, а применительно к окончательной его редакции, принятой нами на прошедшей сессии, мы видим рост доходов (в этом году планируются в размере 196,5 млрд. руб.) и небольшое сокращение расходов (ожидаются в размере 224 млрд. руб.), что вполне объяснимо текущей экономической ситуацией, и скорее всего, будет нивелировано традиционной корректировкой бюджета по ходу следующего года.
2 вопрос – какие изменения претерпел проект закона о краевом бюджете на предстоящий год между первым и вторым его чтениями? Ответ применительно к бюджету на 2026 год тот же – позитивные. Рост доходов и расходов краевого бюджета между первым и вторым чтением составил 5,7 млрд. руб., что весьма существенно.
3 вопрос – для нас, как социалистов, чрезвычайно важно, носит ли бюджет социальную направленность? На этот вопрос следует ответить утвердительно – почти 70% бюджета составляют социальные обязательства, в том числе связанные с запланированной индексацией зарплат и социальных выплат.
4 вопрос – были ли учтены при доработке проекта закона о краевом бюджете ко второму чтению предложения фракции СР? Разработчиками бюджета на 2026 г. в полной мере или частично был учтен ряд важных наших поправок. В частности, по сравнению с 1-м чтением:
- по разделу "Физическая культура и спорт" дополнительно предусмотрено 182,0 млн. руб.;
- предусмотрено увеличение на 100,0 млн. руб. объема средств на приобретение лекарственных препаратов для льготных категорий граждан;
- увеличен на 50,0 млн. руб. объем субсидии на реализацию проектов развития (создания) общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (ППМИ);
- на реализацию мероприятий в сфере водоснабжения населения предусмотрено 477,1 млн. руб., также был поддержан ряд других наших предложений социальной направленности;
- предусмотрены средства на единовременную денежную выплату чернобыльцам в размере 5000 рублей.
С другой стороны, не был поддержан ряд принципиальных для нас, как социалистов, поправок. В частности, предложение, предполагавшее бОльшую индексацию заработной платы работников бюджетной сферы (мы предлагали повышение всем зарплат с 1 января на 10%, в то время как разработчики бюджета предусмотрели индексацию зарплат работников, относящихся к "указным" категориям, на 7,6 %, относящимся к "неуказным" категориям, на 4 %). Также не поддержали разработчики бюджета наше предложение об индексации ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), установленных в твердой сумме (ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным и др.), на те же 10% (запланировано их повышение всего на 4%). Как я уже говорил ранее, подобные планы означают, что указанные категории граждан (учитывая нынешний уровень инфляции) жить в следующем году станут хуже, чем сейчас, а никак не лучше, с чем мы никак согласиться не можем. Несогласие разработчиков бюджета с нашими предложениями, вкупе с повышением с 1 января 2026 года МРОТ на 20,7 %, могут, среди прочего, привести к нарушению принципа справедливости при формировании зарплат квалифицированных и неквалицифированных работников и, как следствие, к росту в крае социальной напряженности. Поэтому мы очень рассчитываем, что с учетом бюджетной ситуации, мы вернемся к вопросу корректировки зарплат работников бюджетной сферы и социальных выплат, указанным мной категориям граждан, уже в начале следующего года. Также мы рассчитываем на корректировку принимаемого бюджета в части предлагаемых нами индексации стипендий студентам организаций СПО, увеличения дотации на сбалансированность бюджетов муниципалитетов, строительства и капремонта ряда объектов социальной инфраструктуры, субсидирования убыточных муниципальных маршрутов. При этом, понимая ограниченность бюджетных ресурсов, для реализации наших предложений мы предлагаем провести тотальный аудит бюджетных расходов и сократить неэффективные (в первую очередь, в сфере ЖКХ (резервный уголь, МУПы, ТЭЦ), "долгостроев" (Государственный художественный музей, Тубдиспансер и т.д.), а также централизованного приобретения невостребуемого в дальнейшем оборудования в ЖКХ, IT-сфере, образовании – ежегодно речь идет о миллиардах (!) рублей).
При принятии решения о нашей позиции по закону о краевом бюджете мы также руководствовались следующими соображениями. Во-первых, как партия, чьей идеологией является "патриотический социализм", мы исходили из того, что главной и общей нашей задачей сегодня является улучшение социального положения наших сограждан и устойчивое развитие нашего государства. Последнее невозможно без скорейшего успешного завершения Специальной военной операции, на что во многом будут направлены средства краевого бюджета на 2026 год, что мы, безусловно, поддерживаем. Во-вторых, мы объективно понимаем, что в сложнейшей текущей экономической ситуации, связанной с беспрецедентным санкционным давлением на российскую экономику, а также прежней волюнтаристской либеральной денежно-кредитной политикой Банка России, сверстать бюджет региона намного лучше, чем это сделали разработчики краевого бюджета, вряд ли у кого бы еще получилось (ведь если мы посмотрим бюджеты некоторых других регионов на следующий год, то они, в отличие от нашего, не только не выросли в своих параметрах, но и наоборот сокращаются). В-третьих, мы всегда подходим к вопросу бюджета конструктивно и прагматично, руководствуясь, в первую очередь, интересами наших избирателей. Мы отдаем себе отчет в том, что не можем отказаться от диалога с разработчиками бюджета, поскольку это, скорее всего, означало бы непринятие ими наших поправок, за каждой из которых стоят многие тысячи избирателей. Как ответственная политическая сила, мы так не поступим, потому что самое ценное, что у нас есть – это наши избиратели и их доверие, которое мы должны оправдать не громкими политическими заявлениями, а конкретными ощутимыми самими людьми результатами нашей деятельности.
Поэтому, исходя из озвученных мною позиции и аргументов, фракция СР-ЗП приняла консолидированное решение проголосовать за проект закона о краевом бюджете на 2026 год и плановый период во втором чтении.