СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Алтайский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Евгения Морозова: "Патриотов могут воспитывать только патриоты!"

27 января 2014

В середине января завершилось подведение итогов VI краевого дистанционного интеллектуально-творческого конкурса "Алтай: новое поколение", организованного Алтайской краевой общественной организацией "Краевой Союз за здоровое развитие детей" при поддержке депутата Государственной Думы А.В. Терентьева. Наряду с традиционной секцией "Мы здоровью скажем "Да" впервые была предложена новая тема "Под знаменем Победы". Она предлагалась для участников научно-практической конференции и творческого конкурса видеороликов.

Краевой Союз за здоровое развитие детей уделяет постоянное внимание мероприятиям патриотической направленности. В прошлые годы это был краевой конкурс детских рисунков "Великая Отечественная война 1941-1945г.г. глазами детей", конкурс слайдовых презентаций музеев, музейных уголков школ, носящих имена Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны. В 2013 году проведена акция "Открытка для ветерана", был дан старт краевому социальному проекту "Переписка поколений".

Над формированием у детей такой стороны личности как патриотизм нужно участвовать всем – и семье, и школе, и обществу, в том числе средствам массовой информации и общественным организациям.

Школа хорошо осознаёт, что детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Роль школы в постепенном и неуклонном формировании патриотических чувств к Родине, к народу, невозможно переоценить. В отличие от наших дней в советской школе существовала педагогическая основа (исследования, методики, эффективные формы работы) и система патриотического образования.

Понятие "патриотизм" включало в себя преданность и любовь к своей Родине, к своему народу, истории страны. Советская система патриотического воспитания была ориентирована на самоотверженно-героическую установку по отношению к государству и имела военно-идеологическую направленность. Именно последнее противники советской школы критикуют более всего. Они не берут во внимание главное – конечным результатом патриотического воспитания становилось сформированное чувство любви к своей Родине. "Прежде думай о Родине, а потом о себе" – строка из песни, ставшая лозунгом и убеждением поколений советских людей.

Сейчас в российском обществе, по данным социологических опросов, наблюдается выраженная ностальгия по советской системе патриотического воспитания. Уроки Памяти, встречи с ветеранами войны и труда, парады юнармейцев, военно-спортивные игры "Зарница" и "Орлёнок", поисковая работа вокруг имён героев – пионеров и героев Великой Отечественной войны, краеведческие школьные музеи, тимуровское движение – далеко неполный перечень мероприятий, в которые учителя и ученики вкладывали душу и сердце. Некоторые из этих форм до сих пор используются в школах. И это будет происходить до тех пор, пока в школах работают педагоги – выходцы из советской школы.

Сейчас мы живём в другом государстве, Россия окончательно встала на путь рыночных отношений в экономике; провозглашены, хотя ещё не утвердились, принципы демократии в политической сфере. Произошли глубинные изменения в сознании молодого поколения. А значит требуются новые формы патриотического воспитания. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своём эссе "Заветное" пишет: "Сейчас чувство патриотизма должно основываться на другом. Оно должно основываться на иных представлениях о нравственном достоинстве нации". И далее: "Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели". Академик пишет о жизненной задаче молодого поколения, взращённого в духе нового патриотизма – "любовь к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной". Вот так современный философский взгляд на суть патриотизма логически подошёл к старой истине, в центре которой конечный продукт патриотического воспитания – любовь к Родине.

Произошла резкая смена идеологии государства, и, как утверждают идеологи модернизации образования, необходима новая концепция патриотического воспитания в стране. Кстати, концепция уже существует, принимаются государственные программы по патриотическому воспитанию, а нового патриотического воспитания как не было, так и нет. Смею утверждать, в современной России ни один социальный институт не воспитывает чувств патриотизма в значимом масштабе. Институт первичной социализации детей – это семья. Большинству родителей современных школьников довелось пережить крушение социалистической системы, многие испытали бедность и безысходность. Нынешняя действительность ориентирует взрослых, в первую очередь, на необходимость материального обеспечения семьи. Сами понятия "демократия", "рыночные реформы" в обыденном сознании у части граждан (и не малой) вызывают негативные чувства. До сих пор значительная часть граждан – родителей школьников – воспринимают позицию и действия государства по отношению к себе как несправедливые, и именно поэтому считают себя свободными от обязательств испытывать любовь к этому государству и воспитывать чувство патриотизма у своих детей.

Как показывают результаты массового соцопроса (форум сайта www.fom.ru Поле мнений) по проблеме патриотического воспитания, лишь 20% участников опроса считают, что школа занимается патриотическим воспитанием. Они очень близки к истине. Многие школы ограничиваются лишь поверхностным затрагиванием патриотического воспитания путём проведения нескольких классных часов, участием в нескольких конкурсах по данной тематике. Большинство педагогов, накопив богатый практический опыт патриотического воспитания ещё в советской школе, используют его лишь частично в современных условиях. Связано это, в первую очередь, с изменением политических ориентиров, с развитием новых экономических отношений, с изменением концептуальных подходов в обучении и воспитании. В отличие от советской современная школа – уже не рассматривает процесс патриотического воспитания как целостный педагогический процесс, включающий такие компоненты, как цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и анализ результатов.

Вместе с тем, идея патриотического воспитания молодёжи крайне востребована в обществе. Соцопрос показал, что 89% наших сограждан считают патриотическое воспитание необходимым. Многие считают, что актуальной остаётся и такая форма патриотического воспитания, как воспитание через организации подобные пионерским, комсомольским. Нужно заметить, для сторонников такого воспитания ценным является не идеологическая составляющая, а идея интеграции, объединения. Сейчас практически в каждой школе есть органы детского соуправления, создаются детские и подростковые организации: в одной волонтёрская, в другой экологическая, в третьей – творческая. Однако в масштабах страны они не объединены и не являются частью единой системы, завязанной на общих ценностях и идеалах. А ведь патриотизм – это чувство общественное, в одиночку любить Родину труднее... В то же время наблюдается отсутствие условий, почвы, на которой можно было бы культивировать патриотические чувства. В первую очередь, нужна страна, такое общество и такое государство, которым можно гордиться и которое можно любить. Корень зла дефицита патриотизма кроется и в низком материальном положении семей, и в материально-имущественном расслоении. Всё это ещё "крепко приправлено" отсутствием общепризнанной единой ценностно-идеологической системы – идеалов, целей, ориентиров.

У современной молодёжи нет уверенности в завтрашнем дне. Вот что пишет участница обсуждения темы патриотического воспитания на форуме: "Не создают условий для молодёжи... Не говорят, что, вот здесь учись, а наоборот: ... если ты здесь поучишься, у тебя потом будет перспектива – за границу уехать. Молодёжь настраивают на то, что там лучше. Откуда же тогда будет патриотизм, любовь к Родине?" (фокус-группа г. Новосибирска). Вот ещё: "Раньше молодой человек знал, что закончил вуз – будет распределение, он получит работу, через какое-то время жильё; у него и голова не болела за свою судьбу. А сейчас – свободный диплом, и куда?.." (фокус – группа г. Самары).

Напрашивается вывод: основа патриотического воспитания – это такая социальная ситуация, когда человек уверен, что родина о нём позаботится. И он отдаст ей свой честный труд и будет защищать её, если понадобится. И если в основе патриотических чувств – любовь к Родине, то эта любовь должна быть взаимной.

При отсутствии такой ситуации современной школе ничего не остаётся как пройти этап переоценки ценностей и обратиться к советскому опыту патриотического воспитания на примерах истории нашей великой Родины, на разъяснении истоков героизма и самоотверженности нашего народа; воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества. Эту же цель преследовал и наш конкурс.

Анализируя его итоги можно сделать следующий вывод: количество работ (рефератов, исследований) по теме "Под знаменем Победы" значительно уступает (почти в 2 раза) работам по теме сохранения здоровья. Это наблюдается не смотря на то, что в секции "Мы здоровью скажем "Да" принимались работы лишь по одной теме – "Целительные силы природы". В патриотической секции таких ограничений не было.

Этот факт свидетельствует о том, что в школах нашего края при написании учебно-исследовательских работ по теме истории Великой Отечественной войны уделяется меньшее внимание. А ведь алтайская земля дала родине 343 Героя Советского Союза – участника Великой Отечественной войны. Работа по восстановлению памяти о них может дать новый импульс патриотической работе в школах Алтайского края.

По итогам нашего конкурса легко обнаружить лидеров в патриотическом направлении работы – это Курьинская СОШ им. М.Т. Калашникова, Кулундинская СОШ №1, школы №34 и №41 г. Бийска, Гимназия "Планета Детства" г. Рубцовска, Ребрихинский, Поспелихинский районы. Из этих школ на конкурс были представлены работы и на научно-практическую конференцию, и на творческий конкурс. Чувствуется система в работе.

В большинстве работ научно-практической конференции в центре внимания – судьбы наших земляков в годы Великой Отечественной войны, их ратный и трудовой подвиг. Большую ценность представляют работы, в которых авторы рассказывают о боевом пути своих родственников. Об этом пишет Наумова Виктория из Курьи, Тювякин Илья из Поспелихи, Латышева Юлия и Банникова Дарья из Новоалтайска и другие. О вкладе в Победу своих земляков пишет Жилина Юлия из Солонешенского района, Зеленков Илья из Курьи. В ходе работы школьники изучали фронтовые письма, архивные, газетные и музейные материалы, проводили интервью, записывали воспоминания. Большинство работ демонстрируют глубокие патриотические чувства авторов. Материал преподнесён искренне и эмоционально.

Я убеждена, разбудить патриотические чувства детей совсем не трудно. Чистая детская душа очень отзывчива. Пытливый ум и интерес ко всему на свете – прекрасная почва для того, чтобы повести детей дорогою добра, привлечь к работе, формирующей патриотизм. Главное, во время сделать нужный посыл ребёнку, увлечь тем, что не позволит душе "замёрзнуть", сделаться безучастной и равнодушной. История своей Родины, большой и малой, судьба родственников, односельчан, земляков в годы войны не могут не увлечь нынешних школьников. Важно, чтобы рядом оказались те взрослые люди, которые заинтересуют, помогут, оценят их труд. Будь это рисунок, видеоролик, сочинение, доклад или реферат. Их темы и содержание должны найти живой отклик в душе ребёнка, пробудить чувства, иметь личное отношение к нему. Не случайно в большинстве работ нашего конкурса участники рассказывают о своих прадедах, односельчанах, земляках, о жизни своих сёл и городов в годы войны.

Порой выполненная работа побуждает ребят к дальнейшему поиску и изучению темы.

"... Данной исследовательской работой мне удалось заинтересовать, объединить и сплотить всех родственников. На семейном совете было принято решение создать семейную рукотворную книгу "Памяти", куда войдет не только информация о прадедушке, но и история нашего рода..." – пишет Наумова Виктория из Курьи, рассказавшая в своей работе о прадеде Егорове Николае Васильевиче.

"... Моя работа не является завершенной, нужно еще и еще заниматься поисковой работой по жизненному пути бабушки, а также и дедушки. И, быть может, появится большое генеалогическое древо семьи Латышевых..." – это строчки из работы новоалтайской школьницы Латышевой Юлии.

Реферат Банниковой Дарьи (г. Новоалтайск) повествует о прадеде и заканчивается словами: "... Я буду помнить Елистратова Василия Алексеевича, других моих родственников, участников Великой Отечественной, постараюсь составить о них хотя бы небольшие биографические справки..."

Хочется сказать отдельное спасибо учителям, которые помогали детям выполнить эти работы! Хочу заметить, это были не только учителя истории, но и учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, технологии, химии, физики, географии! Совершено очевидно, что тема Великой Отечественной войны выходит за рамки их предмета преподавания, скорее, это зов души и сердца. Патриотов могут воспитывать только патриоты!

Видеоролики, пришедшие на конкурс творческих работ – это настоящий молодёжный прорыв. Тринадцать видеороликов мы просматривали снова и снова. Их авторы – 32 человека (17 школьников, 2 студента, 13 – педагогов). Авторы видеороликов живут в Барнауле, Бийске, Курье, Рубцовске, Кулунде, Смоленском, Родинском, Ребрихинском, Поспелихинском районах.

Видеоролики содержат интервью, воспоминания участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла; имеют звуковое оформление в виде песен военных лет. Создатели видеороликов используют документальные кадры, фотографии военных лет. Все работы высокопатриотичны, оказывают сильное эмоциональное воздействие, заставляют сопереживать, вызывают чувство гордости за свой народ.

Подведение итогов в этом конкурсе вызвало затруднение у экспертов. Все видеоролики ценны по своему содержанию, сюжету, художественно-эстетической составляющей, оригинально преподнесены. Разные оценки касались лишь технической стороны выполненной работы, соблюдения технических требований, качества звука и закадрового текста.

Победителем конкурса стала творческая группа из школы №34 г. Бийска – Кузнецова Елена Анатольевна и девять её учеников. В своей работе "Я прохожу по улицам твоим, где каждый камень-памятник героям" они предложили пройти по улицам родного города и вспомнить о тех людях, кто ценой своей жизни приближал Победу и чьи имена носят бийские улицы. Этой же творческой группе принадлежит ещё одна работа "У войны не женское лицо". О детях, их судьбах в годы Великой Отечественной войны рассказывается в работе Дошиных Ларисы Ивановны и Анастасии, это мама и дочь, учительница и ученица Красноярской школы Поспелихинского района. На конкурсе было несколько семейных работ: Лескова Людмила Семёновна и дочь Алина, учитель и ученица Пановской школы Ребрихинского района, Завьялова Майя Борисовна, учитель Вечерней сменной школы г. Барнаула и её сын Владислав, студент АлтГТУ, Костина Марина Алексеевна и дочь Елизавета из Курьинской школы.

Благодаря работам участников конкурса, появилась возможность услышать о войне из первых уст – от ветеранов Великой Отечественной войны – наших земляков Бабич Василия Васильевича, Бельских Григория Михайловича, Нагих Петра Андреевича, Студеникина Василия Петровича, Плешковой Анастасии Григорьевны.

Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Все ваши работы талантливы, искренни и самобытны. Они помогают сохранить память о тех, кто сражался на фронтах войны, это дань вашего уважения всем воинам Великой Отечественной войны.

Уверена, ваши работы будут интересны и детям, и взрослым, всем, кому не безразлична история нашей Родины.

Евгения Морозова, председатель Краевого Союза за здоровое развитие детей

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Алтайском крае

© 2006-2024