СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Алтайский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Евгения Морозова: "Электронные гаджеты в школах было бы полезнее заменить молоком"

20 мая 2014

15-16 мая председатель "Краевого Союза за здоровое развитие детей" Евгения Морозова приняла участие в IV всероссийском конгрессе "Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действия" в Санкт-Петербурге. Об уровне мероприятия немало говорят его организаторы: Российская академия медицинских наук, Северо-Западный государственный медицинский университет им. Мечникова, московский НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков и другие. Как отметила Морозова, среди участников были в основном медработники и ученые от медицины, но такого рода форум, по ее убеждению, был бы очень полезен именно педагогам. Ведь на нем прозвучал ряд предложений, которые были бы полезны для реализации в алтайских школах.

– В рамках одного из симпозиумов обсуждались вопросы сохранения здоровья детей в школе. Я говорила в первую очередь о применении форм малой двигательной активности на уроках в рамках технологий раскрепощенного обучения и развития профессора Владимира Базарного. Парты-конторки, которые являются одной из важнейших составляющих его системы, я видела в презентациях многих выступающих; большинство участников слышали об авторе технологии, но детально с ней не знакомы. И никто не говорил о здоровьесберегающих технологиях как о целостной системе. Кстати, термин этот звучал довольно часто, но кто что вкладывает в понятие – не было расшифровано.

Хотелось бы отметить несколько моментов, которые особенно привлекли мое внимание. Во-первых, ученые-медики всерьез заговорили о том, что не стоит нагружать школьников электронными гаджетами, которые сегодня в больших количествах интегрируются в учебный процесс. Это и интерактивные доски, и электронные учебники. НИИ гигиены уже провел исследование, которое показало, что вред от применения всевозможных электронных приспособлений несоизмеримо выше, чем если ребенок будет носить тяжелую кипу учебников.

По словам ученых, применение информационно-коммуникативных технологий – так правильно называются вышеупомянутые гаджеты – имеют минимум восемь факторов риска для детей. Два из них, на мой взгляд, особенно важны: формализация информации, которая перестает быть полезным знанием и превращается в "словесный мусор", и формирование зависимости, что в последнее время становится особенно заметно. Увлечение компьютерами, как оказалось, приводит к возрастанию гиподинамии и ведет к избыточному весу у 15-20 процентов детей и подростков. Кроме того, при разработке электронных учебников не учли, к примеру, строение зрительного аппарата детей, что способствует росту зрительного и общего утомления. Цифры поражают: в старших классах это проявляется примерно у 30 процентов школьников, а в младших проблемы имеют до 65 процентов девочек и практически 100 процентов мальчиков! Недаром один из выступавших назвал в качестве двух главных врагов современного школьника психоактивные вещества и информационно-коммуникативные технологии.

Возник интересный вопрос об оказании в школах первой медицинской помощи. Кадровая проблема в этой сфере обозначилась давно и очень остро. По нормативам одна ставка медработника дается на 250 учеников. А как быть на селе, где такое количество учеников приходится на 5-6 школ? А ситуации в школе бывают разные, и надо каждую секунду быть наготове. Я еще в бытность свою педагогом сталкивалась с экстренными ситуациями, когда учитель не делал ничего, кроме вызова "скорой", – боялся навредить. А ведь порой больше в принципе некому помочь. И мне показалась очень перспективной мысль о том, что всем учителям необходимо обладать навыками оказания первой медицинской помощи. Для педагогов, особенно малых школ, необходимо проводить обучение, тренинги по оказанию доврачебной медпомощи. В условиях нашего региона это очень актуально.

Любопытной мне показалась национальная программа "Школьное молоко", которая реализуется сегодня в 46 субъектах федерации. Она предполагает введение в рацион школьника молока в качестве обязательного компонента, причем в соответствии с рекомендациями Института питания РАМН это молоко обогащается полезными веществами, дефицит которых наблюдается в том или ином регионе. По некоторым сведениям, Алтайский край должен был войти в эту программу еще в 2007 году, но, видимо, из-за изменения политической ситуации проект лег "под сукно". А ведь питание является важной составляющей здоровья, и осознанное отношение к нему должно формироваться не только дома, но и в школе. Мне кажется, Алтайский край с его сельскохозяйственным и производственным потенциалом мог бы не только обеспечивать внутренние потребности, но и работать на школы соседних регионов. Кстати, из "сибиряков" такую программу сегодня реализует только Кузбасс.

По итогам конгресса у меня сложилась некая картинка того, как можно сохранять здоровье детей и проводить эффективную профилактику заболеваний в школах. Да, реализация такой программы будет стоить дорого: одна только замена традиционных парт на конторки даже в какой-то части стоит немало. С другой стороны, можно сэкономить на гаджетах, заменив их молоком.

Вообще, алтайскими чиновниками от образования хоть и принимаются всевозможные меры по сохранению здоровья детей, но они производят точечный эффект. В крае имеется сеть школ здоровья, но она не обширная; технологии раскрепощенного обучения и развития реализуются, но лишь в 22 школах края, а у нас их более тысячи; реализуются программы развития массового спорта через строительство стадионов, но лишь в определенных школах. А действительная польза будет только тогда, когда эти программы охватят большую часть учеников.

Я уверена, что нашим педагогам все инициативы, обсужденные на форуме, были бы очень интересны и полезны. Учителя в Алтайском крае думают о том, как не навредить детям, способны брать все новое и пробовать применять. Наша практика применения технологий профессора Базарного тому пример. Но многие вопросы все равно решаются на уровне региона, а потому я намерена обратиться к губернатору края Александру Карлину с просьбой рассмотреть возможность реализации озвученных инициатив в нашем регионе.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Алтайском крае

© 2006-2024