Персональная ответственность чиновников и закон о парламентском контроле: в Барнауле обсудили эффективные способы борьбы с коррупцией
01 октября 2015
30 сентября по инициативе фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Алтайском краевом Законодательном Собрании состоялось заседание круглого стола по проблемам реализации государственной политики Алтайского края в сфере противодействия коррупции. Благодаря участию в нем не только представителей оппозиции, но и органов власти, ответственных за реализацию соответствующих программ в регионе, участники – всего более 30 человек – озвучили ряд действительно интересных и полезных предложений по повышению эффективности реализации антикоррупционных программ.
Открыла заседание руководитель фракции справороссов Людмила Суслова, которая поприветствовала участников встречи и отметила, что обсуждаемая тема сегодня актуальна как на региональном, так и на федеральном уровне.
"Сегодняшний круглый стол мы запланировали еще весной этого года и, как показало прошедшее с тех пор время, с темой не ошиблись, продолжил эту мысль в своем докладе член фракции СР Александр Молотов. – Буквально за несколько месяцев правоохранительными органами по подозрению в коррупционных преступлениях были арестованы губернаторы Сахалина и Коми Хорошавин и Гайзер, вице-губернатор Краснодарского края Вадим Лукоянов и бывший кубанский вице-губернатор Александр Иванов, вице-губернатор Челябинской области Николай Сандаков. первый зампред правительства Ивановской области Андрей Кабанов, вице-губернатор Новгородской области Виктор Нечаев. Сотни менее громких дел в отношении региональных чиновников, депутатов говорят о том, что борьба с коррупцией ведется более активно и более широким кругом субъектов, а неприкасаемых лиц становится все меньше".
Характер силовых действий, по мнению спикера, говорит о системности подхода и отсутствии влияния на него местных или федеральных групп элит. И хотя решающую роль в деле противодействия коррупции играют федеральные органы власти, роль региональных элементов антикоррупционной политики принижать ни в коем случае нельзя. "И вот здесь-то следует с прискорбием констатировать, что в Алтайском крае в отличие от многих других субъектов РФ системная государственная политика по противодействию коррупции практически не ведется", заметил Молотов. И привел целый ряд аргументов, подтверждающих тезис об отсутствии эффективной госполитики в Алтайском крае, сформулировав ряд конкретных предложений, направленных на ее улучшение.
О том, как в антикоррупционной политике участвует Управление Министерства юстиции Алтайского края, рассказала замначальника отдела по вопросам нормативных правовых актов субъектов РФ Елена Шункевич: "В первую очередь Министерство юстиции и его территориальные органы участвуют в противодействии коррупции, путем антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и осуществляя аккредитацию независимых экспертов (в настоящее время в регионе в таком качестве действуют три организации: Академия экономики и права, Барнаульский юридический институт и АНО "Центр правотворчества, экспертизы и мониторинга законодательства", а также семь физических лиц). Управлением юстиции ежеквартально осуществляется мониторинг законодательства края в целях выявления положений, способствующих проявлению коррупции, а также мониторинг реализации мер по противодействию коррупции. Результаты мониторинга направляются в минюст и в аппарат полномочного представителя президента".
Впрочем, как отметил эксперт Комитета гражданских инициатив Геннадий Шейда, несмотря на принимаемые меры, лишь пять процентов населения считают антикоррупционную политику государства успешной. "Возможно, сейчас в общественном мнении произойдут изменения, так как наконец-то появляются громкие расследования дел с участием вышестоящих лиц", заметил Шейда. Впрочем, виной тому и лояльность самих граждан по отношению к коррупции: "Исследования "Левада-центра" показали: 30 процентов респондентов воспользовались бы возможность получить взятку, 50 процентов считают нормальным куда-то устроиться "по блату". Общество очень серьезно больно, и здесь нужны совместные усилия, о которых говорит и президент, и губернатор".
Под усилиями Шейда понимает, к примеру, расширение субъектов общественного контроля в соответствии с краевым законом "Об общественном контроле в Алтайском крае", который в регионе пока так и не заработал. Кроме того, силами регионального антикоррупционного центра "Трансперенси Интернэшнл" и его руководителя Станислава Андрейчука были разработаны единые требования к публикации на официальных сайтах органов власти сведений о доходах чиновников, которые сегодня запрятаны так глубоко, что их местонахождение приходится выяснять, в том числе, через органы прокуратуры. А в бюджете, выделяемом на пропаганду и поддержание имиджа Алтайского края, Шейда предложил предусмотреть расходы для поддержки журналистских расследований, ведь сегодня алтайские журналисты вынуждены получать на это гранты по конкурсам в новосибирских центрах. "Нужно активнее действовать тем гражданским институтам, которые имеют большие возможности. Необходимо строить более открытую информационную платформу. Надо менять атмосферу, не бояться расширять доступ к информации гражданам, который на данный момент полностью закрыт", перечисляет Шейда. Он также высказался о необходимости расширить состав антикоррупционной комиссии Алтайского края, включив туда представителей Законодательного Собрания – "всем фракциям ввести по человеку".
Общественник Константин Емешин назвал главный фундамент, который не позволяет по-настоящему бороться с коррупцией – вертикализация власти. "Политическая борьба превратилась в абсолютный формализм, используемый для передела сфер влияния", добавил спикер и привел "классический" пример: выдачу лицензий управляющим компаниям, которая в нашем регионе проводилась в соответствии с интересами власть предержащих и аффилированных с ними компаний.
Об этих интересах упомянул и Валерий Олешевич, депутат из Мамонтовского района, помощник депутата СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Государственной Думе Александра Терентьева. Экс-глава РОВД заострил внимание собравшихся на зависимости руководства полиции от исполнительной власти, которая не позволяет эффективно реализовывать антикоррупционную политику на уровне органов местного самоуправления: "Буквально неделю назад назначили нового начальника отдела полиции. Приезжает представитель управления, и куда он его ведет? Сразу к главе администрации как к первому лицу!" По мнению Олешевича, круг личных связей между главой района, прокурором района, главой администрации, начальником полиции, судьями пробить невозможно. И этот круг защищает только интересы администрации.
Присутствовавшие на круглом столе депутаты также высказали ряд предложений, которые могут посодействовать борьбе с коррупцией в нашем регионе. Жириновец Юрий Гальченко поддержал инициативу эсеров о введении должности Уполномоченного по противодействии коррупции и высказался за создание специальной депутатской комиссии по борьбе с коррупцией.
Руководитель фракции "ЛДПР" в краевом ЗакСе Елена Клюшникова заявила о необходимости введения персональной ответственности чиновников за злоупотребления при предоставлении государственных услуг, за принимаемые противозаконные решения и т.п.: "Чтобы чиновник для себя каждый день принимал решение: либо выполнять устное противозаконное указание своего начальства либо следовать закону".
А представитель СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Барнаульской городской Думе, депутат Дмитрий Аганов высказал пожелание проводить антикоррупционное обучение не только государственных и муниципальных служащих, но и муниципальных депутатов в целях получения ими специфических практикоориентированных знаний и осуществления более эффективного контроля.
По итогам встречи эсеры озвучили свои рекомендации, среди которых подведение под антикоррупционные программы финансовой базы и более широкое вовлечение гражданского общества в процесс реализации антикоррупционной политики через грантовую поддержку соответствующих НКО. Всем участникам также было предложено до 10 октября представить во фракцию СР свои предложения и дополнения к итоговому документу "круглого стола", который в дальнейшем будет передан в органы законодательной и исполнительной власти края.
К слову, уже после заседания Людмила Суслова сообщила об еще одном важном решении в рамках реализации антикоррупционной политики края: "Мы с депутатами нашей фракции намерены внести в АКЗС проект закона "О парламентском контроле в Алтайском крае", который позволит всем краевым депутатам принимать непосредственное и более активное участие в борьбе с проявлениями коррупции в регионе". Соответствующий законопроект фракция планирует подготовить до конца 2015 года.