Материалы конференции: "Влияние питания на здоровье"
Довбня Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ "Кулундинская СОШ №1"
03 ноября 2015
Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: "Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть". Питание – одна из основных потребностей организма человека. Сознательное отношение к питанию помогает человеку избежать многих заболеваний. Питание обеспечивает основные жизненные функции организма. Выполнение основных законов правильного питания – основа здоровья. К основным законам питания относится: качественная и количественная адекватность физиологическим потребностям организма, а также регулярность поступления пищи – соблюдение режима.
Младший школьный возраст является наиболее чувствительным к особенностям организации питания. При недостатке пищи замедляется рост и развитие организма. Переедание также опасно, как и недоедание. Избыток пищи приводит к увеличению веса ребенка. Превышение веса на 10% обуславливает рост заболеваемости ребенка в 2раза. Сегодня в стране около20% детей страдают избыточным весом. Избыточный вес исподволь готовит почву для возникновения таких серьезных заболеваний, как сахарный диабет, гипертония, ранний атеросклероз, воспаление почек, печени. Ожирение отрицательно отражается и на половом развитии, а в будущем на детородной функции.
Питание играет важную роль в поддержании физического и психического здоровья человека, в обеспечении нормального эмоционального состояния. Правильное питание необходимо для обеспечения нормального кроветворения и иммунитета, высокой работоспособности, нормального зрения, полового развития и состояния кожных покровов. В любом возрасте, а в младшем школьном особенно, важен режим питания. Он предполагает прием пищи в определенное время. Благодаря этому повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается. Младший школьник должен есть не реже 4 раз в сутки. Рацион питания должен строиться с учетом веса и роста ребенка.
Определён типовой режим питания школьников.
Завтрак дома 7.30-8.00
Горячий завтрак в школе 11.00-11.30
Обед дома 14.00-14.30
Полдник 16.30-17.00
Ужин 19.00-19.30
Нарушение режима питания оказывает отрицательное влияние на многие органы и системы организма.
Существуют определённые правила здорового питания, с которыми я знакомлю детей в процессе работы по программе "Разговор о правильном питании":
1.Потребление разнообразных продуктов.
2.Несколько раз в день есть овощи и фрукты.
3.Ежедневно потреблять молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли.
4.Ограничить потребление сахаров.
5.Общее потребление поваренной соли -1 чайная ложка в день. Дефицит йода восполняется йодированной солью.
В отношении к пище для ребенка имеет значение вкус пищи, эстетичность, польза. А для того, чтобы ребенок имел понятие о пользе продуктов, я с ребятами провожу увлекательные занятия по программе "Разговор о правильном питании". Ребята знают, что питание должно быть дробным, регулярным, равномерным, последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Ночной перерыв в приеме пищи самый длительный. В течение сна организм поддерживается запасами жира и гликогена в печени, которые, если их не пополнять, быстро исчерпываются. Поэтому, как только организм возобновляет свою активность утром, ему сразу требуется большое количество энергии.
На сегодняшний день нет ничего более прекрасного, помогающего комплексно и в системе донести до маленького ребёнка суть и необходимость правильного питания, чем программа разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования "Разговор о правильном питании".
Программа "Разговор о правильном питании" реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.
Цель программы "Разговор о правильном питании" формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Учебно-методический комплект "Две недели в лагере здоровья" реализуется в рамках вышеупомянутой программы и является её содержательным продолжением. Его содержание логическое развитие тематики правильного питания. Этот комплект содержит в себе 14 тем. Вариант реализации программы – в рамках внеклассной работы считаю для себя более приемлемым, так как уделяю особое внимание привлечению родителей к реализации программы. Перед началом работы над программой я знакомлю родителей с содержанием учебно-методического комплекта, объясняю цели и задачи и привлекаю их к участию в работе программы. Родители одобрительно отнеслись к данному курсу, что немаловажно при работе по данной программе. Именно поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости работы по программе непременное условие для успешной реализации задач программы. Кроме пополнения теоретической базы родителей по вопросам укрепления и сбережения здоровья провожу работу по созданию сплочённого и дружного коллектива единомышленников в лице детей, родителей и учителя. В работе над данной программой я использую следующие формы: сюжетно-ролевые игры ("Аукцион", "Меню сказочных героев" и т.д.) чтение по ролям, рассказ по картинкам, конкурсы ("Кулинар", "Конкурс кроссвордов"),
викторины ("Поле чудес", "В гостях у Нептуна"), мини-проекты, совместные праздники с участием родителей, спектакли.... В любой работе должен быть "взят курс" на конечный результат. Я убеждена, что полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные, оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, использовать знания и навыки, связанные с этикетом в области питания...
В процессе внеклассной работы по данному комплекту ребята узнали о том, что для организации питания важно учитывать образ жизни, климатические, сезонные и экологические условия жизни. Детям было очень интересно составлять дневник "Мой день". При его составлении они смогли наблюдать количество белков, жиров и углеводов в употребляемой ими пище. Данный дневник ребята разнообразили рисунками и картинками. В игре-практикуме мальчишки и девчонки учились правильно использовать кухонную утварь и посуду, самостоятельно оборудовать кухню, правильно хранить и определять доброкачественность продуктов. А праздник "К нам пожаловали гости" привёл в восторг не только детей, но и их родителей. Семейные команды состязались в мастерстве: сервировка стола, его украшение, приглашение гостей к столу. Гости тоже показали свои знания по теме "Как правильно вести себя за столом". Работая по программе "Разговор о правильном питании" я обратила внимание на тот факт, что при проведении чаепитий в классе со столов исчезли газированные напитки, жареная продукция. Значит, родители учащихся заинтересованы в правильном питании своего ребёнка. А это уже говорит о практической пользе данной программы.
Родители моего класса не боятся признаться в том, что благодаря программе они тоже сумели освоить правила правильного питания.
Ещё рано сегодня говорить о конечном результате. А вот промежуточный результат виден мне, детям и родителям: отсутствие у учащихся заболеваний желудочно-кишечного тракта, пищеварения. И это даёт мне полное право говорить о том, что здоровье наших детей мы сможем сохранить и приумножить. Нация должна быть здоровой и это в наших с вами руках!