Материалы конференции: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения"
Колесник Светлана Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ "Кулундинская СОШ №1"
03 ноября 2015
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Русская народная пословица
Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно эта проблема актуальна для учеников начальной школы. Это связано с кардинальными изменениями в привычном укладе ребёнка, освоением им новой социальной роли "ученик". Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого роста нормальна повышенная утомляемость, повышенная чувствительность и ранимость.
По мнению специалистов – медиков 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – хорошо учиться. А может ли ребёнок хорошо учиться, если его организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом. Если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые прививаются в семье. Но помимо семьи развитию двигательной активности ребёнка самое серьёзное внимание должна уделять школа.
Если же школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, то он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела. Ведь здоровьесберегающие технологии – это система работы по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей. В первую очередь моя задача, как педагога, сохранить и укрепить здоровье ученика.
Ведь во время образовательного процесса ученикам приходится сидеть на одном месте , ограничивать себя в движении. Чтобы не было нарушения в осанке, ослабленного зрения на своих уроках я провожу регулярно минутки отдыха (физкультминутки), которые включают физические и дыхательные упражнения.
Во время проведения физкультминуток у ребят разминается тело. Они расслабляются, прислушиваются к себе, своему организму приносят пользу. Для проведения физкультминуток использую различные предметы : книги, полоски бумаги, ручку, карандаши и др. предметы. Все физкультминутки можно разделить на группы :
1) Упражнения для снятия общего напряжения.
2) Упражнения для улучшения мозгового кровообращения (наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга)
3) Упражнения для кистей рук. Это динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп рук улучшают кровоснабжение и снижают напряжение
4) Гимнастика для глаз. Для укрепления мышц глаз на потолке расположена схема универсальных символов. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Систематические занятия по данной схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
5) Упражнения для мобилизации внимания. Используется мною методика В. Ф. Базарного –сенсорно-координаторные упражнения "четыре угла". В верхних углах кабинета расположены сюжетные картины. Под каждой картиной помещается одна из цифр 1-2-3-4. Упражнение выполняется в позе свободного стояния, дети выполняют движения головой, глазами, туловищем. Над сюжетными картинками расположены фонарики: жёлтого, зелёного, красного, синего цветов. На определённыё цвет ученики выполняют оздоровительные минутки.
6) Упражнения, корректирующие осанку.
7) Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения, особенно через нос, изменяют кровенаполнение, усиливается мозговое кровообращение и облегчает умственную деятельность.
Мой кабинет оборудован ростомерной мебелью с наклонной поверхностью –конторки. Высота конторки соответствует росту ребёнка. Часть урока ученик стоит за конторкой, а другую часть урока сидит за партой. Тем самым укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка. Для профилактики и коррекции плоскостопия под ноги помещаются массажные коврики, изготовленные руками родителей.
Методики В. Ф. Базарного использую не только для проведения физкультминуток, но и для того, чтобы урок проходил в движении. Для нахождения ответа на определённые задания использую крупу. Развивается мелкая моторика мышц. "Экологический букварь" расположен на стене класса в виде дерева. С помощью карточек и наглядного материала разворачиваются сюжеты урока. Особенность урока в том, что он проводится в режиме движения наглядного материала. Для этого использую подвижные "сенсорные кресты". Но карточки с заданиями могут находиться в любом уголке класса.
На данный момент у меня сейчас 3 класс. При поступлении детей в школу обязательно был проведён мониторинг состояния здоровья первоклассников. В первый класс два ученика поступили с нарушением зрения, три ученика с избыточным весом. В процессе проделанной работы были получены положительные результаты.
1) Динамика роста и массы тела учащихся в сравнении с 1 по начало 3 класса соответствует. Это подтверждает гармоничность развития ученика.
2) Замеры изменения остроты зрения проводились школьным врачом.
На данный момент острота зрения у одного ученика выровнялась.
3) Утомляемость учащихся на уроках в течение недели соответствует требованиям СанПиНа и понижается к концу недели, но незначительно.
4) За период с первого по третий класс значительно уменьшилось детей, болевших ОРВИ и ОРЗ.
Вывод: Что дают технологии В. Ф. Базарного? Во-первых, гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья учащихся; во-вторых, повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса; в-третьих, психологический комфорт в классе; в-четвёртых, являются самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и других патологий. Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного апробированы и дают положительный результат для укрепления здоровья и развития детей.
Список литературы.
1) Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: Экспресс-контроль в школе и дома.-М.2005
2) Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде .-Сергиев Посад, 1995.
3) Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа в России. – Сергиев Посад, 2004
4) Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках/ "Начальная школа", -№8,2006
5) Дереклеева Н. И. двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. –М. 2007
6) Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / "Начальная школа", №6, 2006