СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Алтайский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Коммунальный дозор: "Новый год – новое ЖКХ"

01 марта 2018

Наступление очередного календарного года неизбежно связано с изменениями, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Самые важные и интересные новеллы Жилищного кодекса РФ прокомментировала депутат Алтайского краевого Законодательного собрания, руководитель проекта "Коммунальный дозор" Людмила Суслова.

Лифт и газ – в приоритете

К 2020 году в Алтайском крае необходимо будет заменить почти 1700 лифтов – этот треть всего лифтового хозяйства региона. Но ни у граждан, ни у чиновников не было внятного ответа, на какие средства проводить дорогостоящие работы. А существующая редакция закона о капитальном ремонте не позволяла продвигать такие дома на более ранние сроки.

Теперь же региональной программой капремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, – так гласит часть 3.1 статьи 168 ЖК РФ. То же касается внутридомовых инженерных систем газоснабжения. Ведь от исправности обоих объектов жилищной инфраструктуры зависит безопасность собственников дома.

Правда, собственникам нужно понимать, что замена лифтов может надолго отодвинуть проведение других работ по программе капремонта. Ведь починить кровлю или систему водоснабжения они смогут, лишь полностью погасив долг за лифты. "Необходимо заранее просчитать экономическую составляющую, – поясняет Людмила Суслова, – за какой период жильцы смогут рассчитаться за проведенные работы. Возможно, будет разумным увеличить взнос, чтобы поскорее приступить к следующему ремонту в рамках программы".

Что в имени тебе моем?

ООО "ТРЕСТ", ООО УК "Трест", ООО "Трест Центрального района" – теперь среди управляющих компаний не должно остаться "двойников", чьи названия похожи друг на друга. По мнению экспертов, часть таких компаний могла быть создана для манипуляций с жилым фондом: при необходимости дома без проведения общего собрания "перекидывались" в компанию-клон в надежде, что никто не заметит подмены.

В соответствии с требованиями части 1.1 статьи 193 ЖК РФ с нового года все "управляшки", название которых "тождественно или схоже до степени смешения фирменного наименования" с названием другой управляющей организации, буду вынуждены переименоваться. Краевая госинспекция подсчитала, что это придется сделать каждой третьей (!) компании, зарегистрированной в регионе. Тех, кто не исполнит требование до 11 июля 2018 года, лишат лицензии на управление жилым фондом.

Представители одной из управляющих компаний Бийска, получившей лицензию на месяц позже своего "тезки", переживают: жильцы могут неправильно истолковать происходящее, решить, что название меняется из-за проблем в организации, а не в силу требований закона. В ближайшее время они намерены провести разъяснительную работу среди жильцов. И готовить пакет документов для переименования. Кстати, новое название придется выбирать вместе со специалистами жилинспекции, чтобы вновь ненароком не стать чьим-то клоном.

Продлить нельзя отобрать

Еще два важных изменения касаются лицензирования управляющих организаций.

Первое – в части 4 статьи 192 ЖК РФ закреплен срок действия лицензии на управление многоквартирным домом – пять лет (ранее они действовали бессрочно). Если за это время управляющая компания не дала повода усомниться в качестве своей работы, лицензию продлевают "в порядке, установленном правительством РФ" (он еще не утвержден).

Второе – в статью 193 ЖК РФ введено понятие "грубого нарушения лицензионных требований". Сейчас отобрать лицензию на управление МКД можно только через суд после двух неустраненных нарушений. В соответствии с поправками, если в течение 12 месяцев после одного грубого нарушения УК попадается на втором, то орган жилищного надзора вправе лишить его лицензии, как говорится, без суда и следствия.

Список "грубостей" также пока не утвержден. Но Минстрой предлагал относить к таковым несоблюдение требований по содержанию домов, повлекшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, неисполнение обязанностей по обеспечению работы аварийно-диспетчерской службы, незаключение (или несвоевременное заключение) договоров на содержание общедомового имущества и поставку коммунальных ресурсов.

С гарантией

В статье 177 Жилищного кодекса РФ депутаты закрепили минимальный срок, в течение которого действует гарантия на работы, проведенные в рамках капитального ремонта. Это пять лет с момента подписания акта выполненных работ.

"Важно, что в этой норме фигурирует документ, который представители собственника (например, председатель совета дома) могут получить после проведения капремонта, – отметила Людмила Суслова. – Поскольку жильцы больше остальных заинтересованы в отличных результатах ремонта, я призываю их активно участвовать в приемке выполненных работ. И обязательно запросить заверенную копию акта выполненных работ, чтобы точно знать, до каких пор подрядчик несет гарантийные обязательства. Тогда в случае некачественного исполнения работ у вас на руках будет важный инструмент для обращения в суд".

Капремонт и приватизация

В Жилищном кодексе появилась новая статья 190.1, которая посвящена особенностям организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта.

Проблема таких домов стоит в Барнауле ребром: у горожан есть даже судебные решения, которые обязывают бывшего наймодателя – муниципалитет – провести ремонт за бюджетный счет. Но эти решения не исполняются. И из программы капремонта такие дома исключили.

Новая статья ЖК РФ обязывает власти резервировать в бюджетах деньги на проведение ремонтов в домах, где капремонт был необходим на момент первой приватизации, которые впоследствии будут переведены регоператору либо на спецсчет для исполнения долга.

"Норма прописана очень расплывчато, – констатирует Людмила Суслова. – Если раньше суды принимали решение о необходимости капремонта на основании нормативных сроков службы конструктивных элементов и систем дома, то сейчас они требуют документального подтверждения, например, акты осмотра, решения, постановления. Но я сомневаюсь, что спустя почти 30 лет такие бумаги у собственников сохранились. А нет документа – нет и обязанности.

Также закон обязал муниципалитеты самостоятельно находить дома, которые нуждались в капремонте на момент приватизации. Но есть сомнения, что эта работа будет проводиться: это не в интересах чиновников. Если данная норма позволит сдвинуть с мертвой точки ситуацию с домами, имеющими судебные решения, это уже будет результат.

Экономию в карман

Часть 12 статьи 162 – одна из самых неоднозначных поправок к Жилищному кодексу. Она дает управляющим компаниям право экономию средств собственников, которая возникла по итогам года, распределять по собственному усмотрению (читай – класть себе в карман). Конечно, законодатель уточнил, что это возможно только при полном и качественном исполнении всех запланированных работ по обслуживанию дома.

"Раньше "управляшкам" приходилось расписывать деньги собственников на фиктивные работы, теперь даже этого делать не придется, – иронизирует Людмила Суслова. – Начнем с того, что при правильном формировании тарифа на текущее содержание жилья экономии не может быть по определению, ведь тариф должен рассчитываться строго на запланированный объем работ. Если возникла "экономия", скорее всего, что-то не сделано или сделано некачественно.

Да, в законодательной норме прописана обязанность управляющих организаций оказывать услуги надлежащего качества. Но мы понимаем, что доказывать ненадлежащее качество придется собственникам в суде. Со штатом юристов УК отобьются от любых таких исков – думаю, жильцы даже связываться не будут".

Особенно неоднозначно эта норма выглядит в контексте поручения президента ограничить рост тарифов на жилищные услуги. Минстрой уже представил методику установления органами местного самоуправления стоимости минимального перечня услуг по содержанию многоквартирных домов. На нее собственники и управляющие компании смогут ориентироваться при установлении тарифа для своего дома. И едва ли жильцы согласятся платить больше без видимой причины (например, в случае проведения дорогостоящих работ). Так что откуда возьмется экономия – не понятно.

По материалам газеты "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – Алтайский край" №1 (94) февраль

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Алтайском крае

© 2006-2024