Александр Молотов об отчете губернатора: Каленым железом выжигать из всех эшелонов власти бездарей, саботажников и коррупционеров
28 мая 2020
На сегодняшней, 44-й сессии АКЗС главным вопросом повестки стоял отчет губернатора Алтайского края об итогах деятельности краевой власти в 2019 году и его оценка депутатами. Несмотря на некоторые позитивные моменты депутаты-эсеры отмечают наличие системных проблем: отсутствие внятной кадровой политики в регионе, неэффективное расходование бюджета, отсутствие должного контроля за ним, и, пожалуй, главной – преодоления бедности населения, а также многие другие.
Александр Молотов, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в АКЗС:
Сегодняшний отчет мы заслушиваем в беспрецедентное для нашей страны и края время. Пандемия коронавирусной инфекции "обнулила" многое и естественно, что сейчас даже отчет Губернатора за 2019 год, мы рассматриваем через призму событий года уже нынешнего. Поэтому фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, прежде всего, хотела бы констатировать тот факт, что край, в целом, насколько это вообще было возможно, оказался готов к сегодняшней ситуации – во всяком случае, мы не повторяем сценарий тех субъектов Федерации, власти которых показывают свою беспомощность в борьбе с коронавирусом и его эпидемиологическими и социально-экономическими последствиями. Во многом это заслуга необходимых и срочных мер, предпринятых в последние месяцы губернатором и правительством края, а также всей их деятельности в прошлые годы, в том числе в 2019 году.
Реальные доходы населения упали
Очевидно, что у губернатора есть четкая программа действий по выводу края из многолетнего кризиса, которую мы поддерживаем. За прошедший год наличие этой программы стало еще более очевидным – была разработана новая Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, Правительством РФ была утверждена индивидуальная программа социально-экономического развития нашего региона на 2020-2024 годы. Краевой бюджет в 2019 году вырос до беспрецедентных цифр – по факту его исполнение составило 107,4 млрд руб. в доходной части (в 2018 было 102 млрд руб.) и 107,7 млрд. руб. в расходной части (в 2018 было всего 93,2 млрд руб.).
В экономику привлечено 115,4 млрд руб. инвестиций, что более чем на 8 млрд руб. превышает уровень 2018 г. Однако при этом индекс промпроизводства в крае вырос лишь до 101,2 % к 2018 году, темп роста реальной зарплаты составил 104,8 %, а реальные располагаемые денежные доходы населения за год вообще упали до 99,1 % (хотя по стране отмечен их рост на 0,8 %).
То есть никакой эйфории от этих цифр быть не должно – динамика в экономике, хоть и позитивная, но довольно слабая. Понятно, что сказывается эффект низкой базы, доставшейся губернатору "в наследство", а также существующие природно-климатические, географические условия и имеющиеся инфраструктурные ограничения. Но, тем не менее, считаем, что за без малого два года, что губернатор руководит краем, могли бы уже начаться положительные изменения в социальном самочувствии населения, появиться сдержанный оптимизм жителей относительно своих перспектив и своего будущего в нашем регионе. Однако ничего подобного (в том числе и по данным демографии) мы, к сожалению, пока не фиксируем, и это настораживает.
Вдвойне тревожно становится от того, что вследствие пандемии коронавирусной инфекции экономика вступает в фазу рецессии, а это значит, что средств в бюджете становится меньше, а проблем больше.
Системные проблемы
В таких условиях органы власти должны консолидировать все усилия и искать внутренние резервы. В частности, необходимо решить ряд системных проблем, которые в 2019 году стали окончательно видны и которые в перспективе могут помешать выполнить те амбициозные задачи, которые губернатор поставил в ходе своей предвыборной программы в 2018 году.
Первое. Это отсутствие внятной кадровой политики в регионе. В крае и его муниципалитетах катастрофически не хватает образованных, квалифицированных, компетентных, честных руководителей и исполнителей! Продолжающаяся кадровая чехарда на краевом и муниципальном уровнях власти показывает, что губернатор до сих пор не смог создать эффективную и результативную команду, соответствующую тем высоким целям и задачам, которые им же и ставятся.
Отсюда вторая проблема – неэффективное, а то и незаконное расходование бюджетных средств и отсутствие должного контроля за ним (судя по отчету Счетной палаты, за один только 2019 год общий объем финансовых нарушений составил 6,6 млрд руб., из них бюджетных средств, использованных неэффективно 1,7 млрд руб. и это лишь вершина айсберга, поскольку ограниченные ресурсы Счетной палаты позволяют ей ежегодно проверять лишь часть от всех бюджетных трат).
Получается, что благодаря действиям губернатора и росту экономики средств в бюджете становится больше, но темпы развития региона и повышения благосостояния населения по-прежнему удручают, а проблемы, долгие годы бельмом на глазу существующие в крае (бедность населения, низкие темпы газификации и обеспечения жильем детей-сирот, земельными участками многодетных семей, состояние дорог и их очистка в зимнее время, реальная поддержка МСП и многое другое), все также остаются нерешенными.
Что делать
Первое. Считаем, что необходимо начать системно решать проблему нехватки квалифицированных управленческих кадров. Отрадно, что разработчики постановления об отчете губернатора услышали СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ и по нашей просьбе внесли в него положение о необходимости развития кадрового потенциала отраслей государственного и муниципального управления. Но важно на этом не останавливаться, а запустить масштабную программу по поиску для органов публичной власти квалифицированных управленцев и переподготовке уже имеющихся, а также каленым железом начать выжигать из всех эшелонов власти бездарей, саботажников и коррупционеров, которых, как показывают сводки правоохранительных и отчеты контрольно-надзорных органов, в руководстве края и муниципалитетов накопилось ой как много!
Второе. В 2020 году надо продолжить работу по повышению эффективности расходования бюджетных средств и усилению контроля за бюджетными тратами – о необходимости этого наша фракция говорит уже много лет и с нашей подачи соответствующую задачу в качестве одной из первоочередных разработчики постановления об отчете губернатора вносят в его текст второй год подряд. Но опять же – этого мало, надо действовать более решительно! Необходимо, наконец, разобраться со злоупотреблениями при осуществлении государственных и муниципальных закупок (в частности, с искусственным укрупнением лотов на торгах (этим особенно любят заниматься Минстрой и Алтайавтодор); необоснованным, дабы избежать конкурсных процедур, введением главами муниципалитетов режима ЧС и т.п.). Руководителям органов госвласти и местного самоуправления необходимо активнее инициировать привлечение конкретных лиц, виновных в финансовых нарушениях к уголовной и административной ответственности. А также самостоятельно налагать на них дисциплинарные взыскания, вплоть до увольнения. Эта работав крае практически не ведется.
Уже в этом году необходимо закончить работу по созданию действенной системы внешнего финансового контроля в муниципалитетах (на данный момент контрольно-счетные органы реально сформированы лишь в 22 из 69 муниципальных районов и городских округов, при том что значительная часть проблем с эффективностью расходования бюджетных средств имеет место как раз на муниципальном уровне).
Третье. Необходимо принять ряд законов, которые стимулируют развитие муниципалитетов и бизнеса и позволят хотя бы отчасти минимизировать для них экономические последствия от пандемии коронавируса. В первую очередь:
перераспределить между краевым бюджетом и бюджетами муниципальных образований в пользу последних нормативы отчислений от ряда налогов и сборов (в частности, от НДФЛ);
снизить ставку налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и стоимость патента для отдельных категорий налогоплательщиков;
освободить от уплаты налога на имущество организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющие отдельные виды экономической деятельности, наиболее пострадавшие от пандемии.
И в завершение. Наш кредит доверия в отношения губернатора и его политики пока еще не исчерпан, поскольку мы видим, сколько сил он тратит на решение стоящих перед ним сложнейших задач и, в первую очередь, главной, по нашему мнению, задачи преодолению бедности жителей Алтайского края. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает, что в нынешних условиях пандемии коронавируса и возникшего из-за нее сложного положения в экономике, мы должны забыть о конъюнктурных политических амбициях и все вместе объединиться ради достижения нашей общей цели – обеспечения процветания нашего региона и его населения! Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" приняла решение, в целом, одобрить деятельность Правительства Алтайского края в 2019 году, и проголосовать "за" постановление АКЗС об отчете губернатора.