Отменить, нельзя оставить! Алтайские социалисты уверены, что ЕГЭ не решил поставленных задач
20 июня 2022
Снижение качества образования, психологические проблемы у детей, смертность подростков, отток населения из региона из-за нехватки бюджетных мест, гора финансов на репетиторов – к таким результатам нашу систему образования привел ЕГЭ. Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ уверена, что так больше продолжаться не может. Позиция такова – либо отменять экзамен, либо делать его добровольным и вводить альтернативу. Эту тему за круглым столом обсудили алтайские социалисты, краевые и городские депутаты, молодежь СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, педагоги, студенты и школьники.
Система "хромает"
Несмотря на бурное обсуждение и разные аргументы, все участники круглого стола едины во мнении, что ЕГЭ существенно снижает качество образования. Все свелось к тому, что дети в школе не получают знания, а учатся правильно ставить "галочки". Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в АКЗС и Председатель комитета по образованию и науке Александр Молотов рассказал, что он преподает в вузе более 20 лет и имеет возможность сравнивать уровень образования приходящих абитуриентов. "Ребята, которые приходили ко мне учиться в ВУЗ в 2000-е годы, как правило, умели и логически мыслить, и грамотно излагать свои мысли. Сейчас же первый год обучения приходится учить студентов этому. Ведь я, как преподаватель юриспруденции, знаю, что юристам важно уметь публично излагать и отстаивать свою точку зрения. Когда же я предлагаю современным студентам сдать итоговое испытание в форме публичного устного экзамена или зачета, многие студенты настаивают на проведении тестирования – им так привычнее и удобнее. Возникает вопрос, как они потом, например, будут выступать в суде? "Галочки" там уже не помогут", – отметил депутат.
Депутат Барнаульской городской Думы Дмитрий Ворсин уверен, в том, что дети не могут сдать ЕГЭ, виновата система. Депутат преподает студентам среднего профессионального и высшего образования, а потому видит уровень подготовки детей. "Если мы выпускаем ребенка, который не может самостоятельно, без помощи репетиторов, сдать экзамены на высокий балл, то тут варианта два: либо мы не профпригодны, либо наша система не дает этой возможности", – рассуждает Дмитрий Ворсин. Но практика доказывает, что студенты ссузов не отличаются от учащихся высшего образования. Значит, натаскивание для успешной сдачи ЕГЭ все-таки не означает получение знаний. "Мои студенты из техникума побеждали на различных конкурсах, олимпиадах и конференциях студентов вузов. С детьми у нас все так, система "хромает"!", – говорит депутат.
Депутат Молодежного парламента Алтайского края, ревизор регионального отделения Молодежи СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Алтайском крае Захар Торычев подчеркнул, что ЕГЭ дает возможность только поступить в ведущий вуз, однако со студенческой жизнью у детей наверняка возникнут проблемы. "Мизерная стипендия не позволит ребенку учиться в московских и питерских вузах, – рассуждает социалист. – Ему однозначно придется работать официантом или в сфере доставки. В итоге мы получаем неквалифицированного специалиста, нахватавшегося верхушек в своей специальности". Молодой парламентарий уверен, что пора прислушаться к инициативам СР-ЗП: поднять стипендии, отказаться от ЕГЭ, избавить школы от тотальной отчетности, кадрового дефицита, бестолковых учебных программ. "Пришло время отменить образовательные реформы по дебилизации молодёжи, только тогда будет толк!", – заключил справедливоросс.
Образование – не услуга
Немного статистики: По данным агентства Super Job, 43% семей, в которых учатся школьники 10-11 классов вынуждены обращаться к репетиторам. 34% семей, в которых учатся школьники 9 классов. И 27% семей, в которых есть школьники 7-8 классов. В среднем на репетитора уходит 2700 рублей в неделю, а для выпускников, то есть 10-11 классов по 3500 рублей. Если одного ребенка семья еще "выучит", наняв кучу репетиторов, то многодетным семьям такая миссия не под силу. А ведь сейчас без репетиторов сдать ЕГЭ практически невозможно, в итоге доступность образования только снижается.
Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в БГД Оксана Молодых не сомневается, что Болонская система, посадила на коммерческие "рельсы" всю нашу систему образования, что противоречит реальным потребностям кадрового обеспечения. "Мы учим либо не тех, либо не столько, сколько надо. Одно из требований нашей партии – первое высшее должно быть бесплатным. Образование – это не услуга, а государственное обязательство. Теперь об этом заговорила и партия власти", – отметила депутат. Оксана Молодых подчеркнула, что, перестраивая систему образования, нужно сделать это плавно, с учетом интересов учащихся.
А Александр Молотов выразил мнение, что ЕГЭ не решило проблемы коррупции в ВУЗах – она просто спустилась на уровень школ. "Есть прецеденты, когда учителя говорят, что нужно походить к ним на дополнительные платные занятия, чтобы получить достойный результат. А есть случаи, когда школьники, к примеру, из Дагестана, плохо говорящие на русском языке, каким-то образом получают по этому предмету 100 баллов", – рассказал депутат АКЗС. Но даже если сами учителя ничего от школьников не требуют, семьи все равно вынуждены отправлять детей к репетиторам. Это подтвердил и справедливоросс Игорь Делов, сын которого сдает в этом году ЕГЭ. "Из семейного бюджета уходят огромные средства, а гарантий получения хорошего результата никто не дает. На конечный результат влияет и сам процесс сдачи экзамена. Всем важно сделать все по инструкции, а не поддержать детей. Дети выгорают за время написания экзамена, у них наступает ступор, и мы получаем не тот результат, который ожидали", – подытожил социалист. Депутат БГД Дмитрий Ворсин добавил, что и его сын в прошлом году сдал ЕГЭ, бегая на занятия от одного репетитора к другому.
"Зачем тогда учителя, если все ходят к репетиторам?", – задалась вопросом Секретарь Бюро регионального отделения партии и депутат АКЗС Евгения Боровикова. Парламентарий отметила, что, когда она училась в школе, родители не помогали делать ей домашние задания. Сейчас же мамы с папами, приходя с работы, снова садятся за уроки. "Это же тоже серьезно портит отношения между родителями и детьми. Ребятишкам нужна поддержка, помощь родителей, а у них тоже есть другие важные дела, да и педагогическими навыками родители ведь не обладают. Отсюда и возникают конфликты. После родителей в учебный процесс включаются репетиторы. Понятно, конечно, что учителя не виноваты в сложившейся системе образования, но то, что она давно стала коммерческой, сомнений нет", – заключила Евгения Боровикова.
ЕГЭ – жуткий стресс для детей
Ни для кого не секрет, что дети испытывают жуткий стресс во время подготовки к ЕГЭ и процесса сдачи экзамена. Некоторым удается "отделаться" простым волнением, кто-то пьет успокоительные, а кого-то переживания "съедают" настолько, что дело заканчиваться госпитализацией. Так произошло и с членом Совета регионального отделения МСР Анной Жильцовой. "В 9 классе я решила, что буду сдавать ОГЭ по биологии и химии. С начала подготовки у меня резко ухудшилось состояние здоровья настолько, что я три раза лежала в больнице. Первый вопрос, который задала мне врач: "В каком классе ты учишься?". И когда я ответила, что в 9, она ответила "Понятно". Получается, что случай не единичный", – рассказала социалист.
Металлоискатели, жесткий надзор, видеонаблюдение – вот они те причины, по которым дети боятся идти на экзамены. Не все школьники готовы решиться на такое испытание, поэтому отдают предпочтение поступлению в ссуз. Кстати, по словам депутата АКЗС Александра Молотова, сейчас их порядка 50 тысяч и с каждым годом их количество растет. Детям, чтобы избежать ЕГЭ, проще подать документы на поступление в колледж или техникум, и после получения там диплома поступить на "вышку" по результатам обычных вступительных экзаменов. "Поступив в 10 класс, я начала понимать, что буду тратить 2 года на усердную подготовку к ЕГЭ, родители – большие суммы денег на репетиторов. Но это не дало бы гарантии, что я получу высокие баллы и смогу поступить в вуз. Тогда пришлось бы платить за обучение и там. Поэтому я решила сменить стандартную схему действий и поступила на выбранную специальность в техникум", – рассказала молодой справедливоросс Виктория Кротова.
Помимо системы нужно менять еще и отношение к ЕГЭ, уверена студентка Барнаульского кооперативного техникума Полина Кайданик. По ее мнению, на детей оказывается колоссальное давление. "Школьникам объясняют, что ты либо сдаешь ЕГЭ и все нормально, либо не сдаешь и жизнь закончилась. Неудивительно, что у ребят возникают проблемы со здоровьем", – говорит она. Будущий 11-классник Никита Леонов добавил, что ЕГЭ настолько пугает детей, что некоторые из них от страха, к сожалению, прощаются с жизнью.
На круглом столе присутствовали представители частной школы Монтессори: ее основатель и директор Светлана Мощенникова, а также педагог ступени 6-12 лет Олеся Шумахер. Они рассказали, что в их школе фокус внимания детей не смещен на получения оценок, дети ходят учиться с удовольствием и воспринимают этот процесс, как исследование. Единственное, что напрягает учеников – это необходимость сдачи аттестации в конце года по всем предметам. Педагоги опасаются, что экзамены со всех их враждебной обстановкой "обломают крылья" выпускникам школы, которые уже знают, кем хотят стать и что для этого делать.
С 1 июля алтайские справедливороссы запустят акцию по сбору подписей против ЕГЭ. А итогом круглого стола станет резолюцию, которую социалисты отправят партийцам в Москву для рассмотрения этой проблемы в Государственной Думе.