На колу мочало, начинай сначала! Александр Молотов об оценке фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-За правду" в АКЗС итогов работы краевых властей в 2023 году
24 апреля 2024
Сегодня на сессии АКЗС губернатор Алтайского края представил депутатам ежегодный отчет о деятельности Правительства за 2023 год. По традиции руководители всех фракций в региональном парламенте обосновали позицию политических объединений. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ЗА ПРАВДУ приняла консолидированное решение поддержать отчет. Но в своем выступлении Александр Молотов указал на ряд проблем, на которых, по мнению партийцев, органы власти должны "консолидировать все усилия и искать внутренние резервы".
Выступление руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-За правду" в АКЗС Александра Молотова:
- – Оценивая деятельность Правительства края за прошлый год, следует отметить традиционные для последних лет плюсы – доходы и расходы консолидированного и краевого бюджетов выросли, объем инвестиций в экономику увеличился. Принятые Правительством края меры по стимулированию хозяйственной деятельности поспособствовали тому, что индекс промышленного производства сложился на уровне 105,8 процента. Расходы консолидированного бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы выросли на 12% и составили 63,7 млрд. рублей.
Но сегодня о положительных моментах уже было много сказано, поэтому особо повторяться не буду, скажу лишь, что по многим направлениям видна системная работа Правительства и органов исполнительной власти края, которая, хочется верить, рано или поздно (но лучше рано) даст свой кумулятивный эффект.
Что касается отрицательных моментов и вопросов. Понятно, что нужно делать скидку на СВО, санкции, особенности края, но факт остается фактом – живя на земле и общаясь с людьми, мы можем сказать, что люди и бизнес (особенно малый и средний) по ощущениям жить в прошлом году, в целом, лучше не стали, поскольку цены росли, система здравоохранения, по-прежнему, давала сбои, оптимизационные процессы на селе продолжились, проблема неэффективного расходования бюджетных средств не разрешилась, коррупция никуда не делась.
Понятно, что в сегодняшних условиях ограниченности ресурсов и отсутствия (в силу известных причин) значительного горизонта для планирования сложно делать какие-либо долгосрочные прогнозы и давать Губернатору и Правительству какие-либо советы, но на ряд моментов мы все же хотели бы обратить внимание.
В нынешних условиях органы власти должны консолидировать все усилия и, среди прочего, искать внутренние резервы. В частности, необходимо решить ряд системных проблем, которые не в 2023 году возникли, но которые в нем в полной мере так и не были решены.
Первая. По-прежнему, не всегда эффективное, на наш взгляд, расходование бюджетных средств и отсутствие действенного контроля за ним на разных уровнях власти. От этого наше развитие по многим направлениям идет экстенсивно, преимущественно путем формального увеличения объема средств, вкладываемых в ту или иную сферу народного хозяйства, вместо активного внедрения в них новых форм и методов поддержки и развития, а также совершенствования критериев оценки эффективности освоения бюджетных средств. При этом, наши власти (как краевые, так и муниципальные) зачастую действуют как "пожарная команда – рухнул мост, закрыли аварийную школу", затопило населенный пункт, все побежали устранять проблему, вкладывая туда огромные силы и деньги (которые еще где-то надо срочно найти), вместо того, чтобы заранее системно и комплексно оценить ситуацию, риски с ней связанные, и планово вложиться в ее решение. При этом, когда депутаты предлагают конкретные пути решения тех или иных проблем, нам зачастую отвечают формальными отписками. К примеру, наша фракция к отчету задала прямой и конкретный вопрос – может мы в крае хотя бы попробуем составить долгосрочную примерную программу/план капремонта всех тех организаций социальной сферы, которые мы будем планировать к включению в федеральные и краевые программы (по образцу и подобию программы капремонта многоквартирных домов), взяв за основу степень износа, актуальное состояние зданий и виды необходимых работ (чтобы муниципалитеты хотя бы понимали свои перспективы и возможные сроки капремонта, а не ходили бы ко всем с просьбами и не писали бы письма всем сразу)? Однако нам на него ответили в трех (!) предложениях, с общим посылом, что ничего не надо и так все нормально.
Вторая проблема – это кадровая политика в регионе. И хоть краевые программы подготовки и переподготовки управленческих кадров у нас есть, прозрачные и современные "кадровые лифты" (какими, к примеру, на федеральном уровне уже стал конкурс "Лидеры России", а сейчас становится программа "Время героев") в крае отсутствуют. В результате доходит до абсурда – к примеру, в одном из районов края недавно главой по итогам конкурса депутаты избрали 70-летнего пенсионера, главное достоинство которого, я так понимаю – относительная популярность среди районных депутатов. В связи с этим вопрос – чем такой "конкурс" лучше предлагаемых СРЗП всенародных выборов глав муниципалитетов – там мы хотя бы будем уверены в поддержке победителя жителями и его перед ними ответственностью.
Третье. В сегодняшних условиях необходимо акцентировать большее внимание на точечном решении застарелых либо новых проблем, вызывающих особое раздражение жителей края или отдельных слоев населения. К примеру:
1) общий уровень зарплат бюджетников, стипендий и соцвыплат. Да, в прошлом году номинальные зарплаты указным категориям бюджетников, действительно, были проиндексированы в общей сложности на 13,8 процентов (но это как средняя температура по больнице – к примеру, у госслужащих они выросли всего лишь на 5,5 процентов), соцвыплаты, установленные в твердой сумме выросли на 11,9 %, стипендии в краевых колледжах и техникумах – на 8%. Вроде бы неплохо, но проблема в том, что с учетом эффекта "низкой базы" Алтайскому краю, как говорила Алиса в стране чудес – "нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее". А что мы имеем по факту – если на 2024 год повышение зарплат бюджетникам запланировано на уровне 13 процентов, то индексация соцвыплат ветеранам труда, труженикам тыла и репрессированным с 1 января произведена всего лишь на 4,5%, а индексация нормативов стипендий студентам краевых ссузов не произведена вообще! Также как не произведена индексация ежегодной денежной выплаты нашим "детям войны". При этом, только официальная инфляция (а как ее считают, мы все знаем) в Алтайском крае за прошлый год составила почти 9% , за первые три месяца текущего года составила около 2 процентов, а по итогам года (дай то Бог) ожидается в размере 7,2 %. Короче – на колу мочало, начинай сначала! А потом власть удивляется – мы столько всего делаем, а народ почему-то все равно недоволен;
2) низкие зарплаты молодых специалистов в образовании, здравоохранении, культуре, спорте. У нас в крае в этих отраслях они и в целом невысоки, но максимум, на что, как правило, могут рассчитывать молодые специалисты – это МРОТ. В связи с этим необходимо продолжить работу по совершенствованию структуры зарплаты работников бюджетной сферы путем увеличения ее фиксированной части, а также общему ее повышению. Однако одним повышением зарплат проблему нехватки кадров в указанных сферах не решить – необходимо, наконец, активизировать деятельность по строительству социального жилья для специалистов (в первую очередь, как раз молодых и сельских) – очень хорошо, что мы выделили в краевом бюджете 5 млн. руб. для проектирования такого жилья в ряде муниципалитетов, но, конечно же, это пока лишь капля в море;
3) проблема безнадзорных животных – ситуация с ними в крае с каждым годом только усугубляется, в связи с чем профильные структуры будируют идею умерщвления этих животных. Ну да – это же проще и дешевле, чем строить приюты, отлавливать и стерилизовать животных, контролировать ответственное с ними обращение владельцев и т п. В результате острую проблему предлагаемыми полумерами, мы точно не решим, а вот градус народного недовольства и число конфликтных ситуаций увеличим, а крайним, как обычно, у нас станет губернатор;
4) льготы многодетным семьям. И хоть это вопрос уже 2024 года, но история у него давняя. Замечательно, что мы, наконец, существенно расширили их перечень на краевом уровне (хотя СР вносила схожий законопроект еще в 2014 году). Но почему краевые власти публично анонсировали введение льгот с 1 апреля, а по факту ряд из них (к примеру, бесплатный проезд школьников из многодетных семей) вводится гораздо позже (в Барнауле и Бийске, к примеру, планируется только с 13-15 мая – как раз к окончанию учебного года). В результате на беспроигрышной, казалось бы, теме власть "словила" немало заслуженного хейта, а также получила ряд обоснованных вопросов (к примеру – кто и как компенсирует многодетным семьям стоимость приобретения ими в апреле и мае проездных билетов?), на которые честного публичного ответа у профильных чиновников нет и, я опасаюсь, и не будет (а ведь губернатор много говорит о том, что власть должна быть открыта для населения).
На самом же деле, для того, чтобы начать решать эти и ряд других проблем огромные деньги не нужны – нужны политическая воля и желание, и мы надеемся, что у краевых властей они есть.
Отрадно, что Виктор Петрович не стремится лакировать действительность и не боится тех задач, которые перед ним ставятся (в том числе депутатским корпусом – во всяком случае все основные предложения нашей фракции были включены в окончательную редакцию постановления АКЗС об отчете губернатора).
В силу всего сказанного, и с учетом того, что губернатор недавно переизбран на второй срок и, как мы сегодня убедились, имеет четкое и конкретное понимание того, как и в каком направлении следует двигаться. Поскольку в 2023 году мы видели динамику социально-экономического развития региона и не видели явных провалов в работе губернатора и его команды, наш кредит доверия к нему и его политике не исчерпан. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ЗА ПРАВДУ, по-прежнему, готова к конструктивному и эффективному взаимодействию с краевыми властями в интересах наших избирателей в общем деле обеспечения процветания Алтайского края и его жителей. Поэтому фракция приняла консолидированное решение, в целом, одобрить деятельность Правительства Алтайского края в 2023 году, и проголосовать "за" постановление АКЗС об отчете губернатора.